Экономика и бизнес
Структурные подразделения администрации города Рязани
Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Всем выйти из сумрака, или почему малый бизнес не хочет переписываться?

Государство решило в очередной раз осмыслить свои взаимоотношения смалым и средним бизнесом. Перепись малых предпринимателей, завершившаяся 1 апреля, показала, что большинство из них не горят желанием ответитьвзаимностью на этот его порыв.  Перепись замышлялась как глобальное мероприятие.Ее результаты должны помочь властям точно прогнозировать развитие малого бизнеса и разработать более действенные меры его поддержкигосударством.
Первая часть переписи, которая закончилась сейчас, предполагаладобровольное участие в ней предпринимателей. Вопросы переписи не сложны: выручка, численность занятых, направление бизнеса и другие далеко несекретные данные. Но, как оказалось, малый бизнес не стремитсярассказывать государству даже это.
В апреле начался второй этап переписи: к «отказникам» придут «счетчики»из Статкомитета и «опишут» их уже очно. Сознательным «уклонистам» светит штраф от 3000 до 5000 руб. Но даже уплатив штраф, им все равно придется поучаствовать в переписи — как оказалось, это дело обязательное.
Так почему же все таки малый бизнес так стойко отказывается отстатистического сотрудничества с государством? В среднем по России к 1апреля анкеты сдали не более 10% предприятий, в некоторых регионахорганы статистики даже продлили сроки сдачи анкет на неделю-две.
Судя по всему, малый бизнес, уставший от непоследовательной и частодекларативной политики государства по регулированию сектора, просто непонимает, для чего вообще эта перепись нужна, и что она может принестивзамен. Эта накладывается на «чисто российский» менталитет: наши люди не очень любят предоставлять о себе какие-либо сведения государству, темболее добровольно.
Мы привыкли, что чем меньше о нас знает государство, тем нам спокойнеежить. И в переписи населения мы участвуем, скорее всего, благодарясобственной пассивности. «Счетчики»-то домой к нам приходят. Поэтому,надо думать, что второй этап переписной кампании, когда представителиРосстата будут ходить по предприятиям и описывать их, будет болеерезультативный, чем первый, сугубо добровольный.
Но все же чуда ожидать не стоит. У наших предпринимателей, особенно,владельцев малого бизнеса, подспудно существует некий антагонизм сгосударством. К сожалению, программа поддержки малогопредпринимательства практически не работает, реальной помощи отгосударства бизнесмен не чувствует. Вот он и не хочет, а в большинствеслучаев просто боится давать какую-то информацию о себе.
Он не видит от этого никакой пользы, а определенный вред для себяспрогнозировать может. Наш малый бизнес в большой части своей деловойактивности находится в серой области экономики. Многие предпринимателисчитают рискованным предоставлять о себе какую-либо информацию,поскольку предвидят тут определенные проблемы.
Но не все так мрачно, как кажется на первый взгляд. Бизнесменов можнодовольно просто мотивировать на участие в переписи. Как, например,делали в советское время, чтобы побудить людей активнее ходить навыборы? Помните, на избирательных участках обязательно устанавливалисьбуфеты, в которых продавались бутерброды с дефицитной колбасой по низким ценам и еще что-то редкое для обычного человека? Для многих это былоосновным стимулом прийти на участок и проголосовать.
Для вовлечения предпринимателей в перепись можно было бы применитьпохожий маркетинговый подход, предложив им взамен какую-либо услугу. Это могла бы быть, например, консультация налоговиков по бухучету иливедению бизнеса, возможность задать вопросы (и, что немаловажно,получить на них ответы) руководителям ведомств, отвечающим за развитиемалого бизнеса в стране. Кроме того, государство должно четко объяснитьцель этой переписи, и в каких именно программах полученная информациябудет использоваться. Почему, к слову, перепись населения всегда широкорекламируется в СМИ, а о переписи малого бизнеса, которая тоже оченьважна, многие бизнесмены узнали из новостей о том, как она неудачнопрошла?
Предпринимателям необходимо четко разъяснить, что данные, которыеуказываются ими при переписи, будут обезличены в ходе обработки и непопадут в налоговую службу. Интерес к переписи был бы существенно выше,если бы бизнесмены могли передавать необходимые сведения по электроннойпочте или по интернету. Немаловажно также довести до всех информацию отом, что полученные в результате переписи статистические данные будутпубличными, и участники переписи будут иметь к ним доступ в числе прочих заинтересованных лиц.
Пока всего этого нет, предприниматели не видят смысла предоставлять осебе какие-либо данные. Не исключено, что кто-то скорее предпочтетзаплатить штраф, но не сдаваться статистикам.
Получается, по результатам нынешней переписи государство не получитрепрезентативных данных, а значит, не сможет составить четкую программуподдержки сектора. Конечно же, в этом есть немалая доля вины самогомалого бизнеса, который фактически проигнорировал перепись. Но игосударству тоже следовало бы учитывать психологию предпринимателей ипредпринять некоторые шаги с целью подтолкнуть их к участию в процедуре. Теперь же, похоже, малый бизнес снова попадет в замкнутый круг, когданаписанные для его поддержки госпрограммы не будут работать. Источник: "Ведомости" http://www.vedomosti.ru/finance/analytics/21395/vsem_vyjti_iz_sumraka_ili_pochemu_malyj_biznes_ne_hochet
11 мая 2011