Экономика и бизнес
Структурные подразделения администрации города Рязани
Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

При расчете ЕНВД нужно учитывать площади, фактически используемые для осуществления торговли

По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила организации едины налог на вмененный доход и привлекла к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Основанием для доначисления послужил вывод налоговиков о необоснованном исчислении компанией ЕНВД исходя из площади торговых залов и залов для обслуживания посетителей, значительно меньше той, которая определена в инвентаризационных и правоустанавливающих документах. Организация с таким решением налоговой инспекции не согласилась и обратилась в суд.

В свою очередь арбитры отметили, что согласно пункту 2 статьи 346. 26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м, и услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания.

В соответствии со статьей 346.29 НК РФ при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы магазины, павильоны, начисление ЕНВД производится с использованием физического показателя «площадь торгового зала (в квадратных метрах)», а через другие торговые объекты – «торговое место».

На основании статьи 346.27 НК РФ под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.

Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

То есть обязательным признаком для учета площадей при определении физического показателя «площадь торгового зала» и «площадь зала обслуживания посетителей» является фактическое использование этих площадей при осуществлении торговли.

Арбитры выяснили, что организация на основании договоров аренды использует ряд нежилых помещений для организации торговли и общественного питания и уплачивает. В материалы дела организация пред-ставила доказательства того, что фактически используемые ей в качестве торговых залов и залов для обслуживания посетителей площади соответствуют физическому показателю, учтенному для целей налогообложения. Так, компанией были представлены схемы использования помещений, приказы о выделении торгового зала (зала обслуживания посетителей).

Кроме того, в ходе судебного заседания были проведены допросы лиц, подтвердивших фактическое использование под торговый зал только части спорных помещений.

Довод инспекции о том, что представленные компанией договоры и технические паспорта БТИ не содержат изменений в площади торговых залов и залов обслуживания посетителей, судьи отклонили. Связано это с тем, что изменения в указанные документы с учетом выделения торговой площади путем выставления стеллажей и иных временных конструкций, препятствующих проходу посетителей и отделению их от торговой зоны, в соответствии с действующим законодательством не вносятся.

Таким образом, судьи в постановлении ФАС Московского округа от 21.02.2014 N Ф05-535/2014 пришли к выводу, что решение налоговой инспекции о доначислении организации единого налога на вмененный доход неправомерно.

24 марта 2014