Экономика и бизнес
Структурные подразделения администрации города Рязани
Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Как получить господдержку при экспорте своей продукции

Предприниматели, продающие свой товар за границу, почти не пользуются госпрограммами поддержки субъектов МСБ, не ищут льготного финансирования, не обращаются в торговые представительства РФ за рубежом. Оказалось, причина не в том, что им это не нужно, а в том, что предприниматели ничего об этих программах не знают. Правда, и для самих поставщиков госуслуг поддержка экспорта МСБ в новинку, но льгот хватит на всех, уверяют они.

Государственные программы поддержки экспорта именно для субъектов МСБ начали реализовываться с конца прошлого года. Какие именно льготы может получить предприниматель-экспортер, подробно рассказали эксперты, которых на посвященном этой теме семинаре собрали специалисты экспортного центра ГБУ «Малый бизнес Москвы».


Рассчитывать привыкли только на себя
Ориентированные на экспорт предприниматели не искали поддержки государства, но в помощи все же нуждались, рассказывает руководитель проекта Единый информационный портал «Экспортеры России» Юрий Шурыгин. Портал объединяет 150 российских предприятий-экспортеров, производящих широкий спектр продукции — от станкостроения до телекоммуникаций. На ресурсе удалось собрать десятки потенциальных партнеров из различных стран (Белоруссии, Казахстана, Украины, Вьетнама, Индии, Китая, Турции, Ирана, Сербии и ряда других), а также экспертов, которые могли бы помочь с выводом продукции на определенные внешние рынки. Для новичков в области экспорта публикуются руководства, а те, кто уже осваивают внешние рынки, делятся личным опытом.

«Проблема на сегодняшний день состоит в том, что между государственными структурами поддержки и экспортерами существует недопонимание, — признается Шурыгин. — Программы только начинают апробироваться, а экспортеры, порой даже не знают о существовании подобных услуг». Кредитование, страхование, государственное лоббирование — все это было прерогативой крупных компаний. «А малый бизнес и без этого справлялся, никогда на это не рассчитывал. Работали всегда по одной схеме: вы приводите заказчика, мы платим проценты», — рассказывает руководитель проекта «Экспортеры России».

Тем не менее, предпринимателям хотелось бы получать от государства определенный пакет услуг. Самым востребованным, считают они, мог бы стать перечень ниш для той или иной продукции в тех или иных странах. «Именно так поступают немцы — готовят список ниш для своих бизнесменов по каждой стране. Это могло бы стать хорошей отправной точкой и для российских экспортеров», — говорит Шурыгин. Пока же, сетует он, от госорганов в лице торговых представительств за рубежом в адрес предпринимателей поступают одни лишь упреки: дескать, неграмотно составляют заявления, сами не знают, о чем просят. «Но опытные экспортеры в торгпредства обращаться и не станут, — продолжает эксперт. — Это нужно только новичкам, а они, конечно, некомпетентны».

Кроме того, постоянно существует потребность в b2b-партнерах — дилерах и дистрибуторах, которые помогли бы вывести товар на конкретный рынок, построить там систему сбыта. Нужны и эксперты, которые рассказали бы о специфике каждой страны, особенностях ее делового этикета и законодательства, а также разъяснили, как не попасться на удочку мошенников. Финансовые и страховые инструменты в списке потребностей экспортеров пока на последнем месте, считает Шурыгин.


Вы просите денег? Их есть у меня!
До 150 млн рублей «в одни руки» под 12,7-13% годовых экспортеры могут получить в МСП-банке. Это государственная структура, 100-процентное дочернее предприятие Внешэкономбанка, была создана специально для поддержки малого и среднего бизнеса. С 2004 года, рассказала управляющий директор департамента по работе с кредитными организациями банка Антонина Лебединская, поддержка уже была оказана на сумму 100 млрд рублей.

Особенность МСП-банка в том, что он работает не напрямую с клиентами, а через партнеров — сеть лизинговых, факторинговых и кредитных организаций. «Поддержку можно получить по любому из этих направлений на приобретение, ремонт и модернизацию основных средств, расширение и развитие экспортных операций и импортного замещения, на участие в госзаказе», — говорит Лебединская. Эксперт также сообщила, что МСП-банк в марте заключил сделку на 100 млн рублей на пять лет с банком «Уралсиб» специально для поддержки экспортно-ориентированных малых и средних предприятий. В рамках этой сделки предприниматели могут рассчитывать на финансирование по ставке менее 10% годовых. При этом средства предоставляются как на реализацию конкретных экспортных контрактов, так и на развитие текущей деятельности предприятия. Но во втором случае предприниматель должен показать себя уже состоявшимся экспортером.

Любой предприниматель также может представить свой экспортный бизнес-план на сумму от 60 до 150 млн рублей на «Бирже проектов» МСП-банка. «Наши эксперты будут искать среди банков-партнеров тех, кто согласиться финансировать проект», — объяснила Лебединская.

Господдержкой экспорта занимается и Росэксимбанк — агент правительства РФ, также 100-процентная «дочка» Внешэкономбанка. Субъекты МСБ, как рассказала начальник отдела по планированию программ поддержки экспорта малого и среднего бизнеса Виктория Стрижакова, стали клиентами банка недавно, но финансовой поддержкой интересуются активно.

Помимо финансирования собственно экспортных контрактов, банк занимается и предэкспортным финансированием, чтобы предприниматели могли окупить затраты на производство продукции. А погашение кредита будет осуществляться уже за счет выручки от ее реализации.


Нет запретных стран, есть высокие риски
Страхованием политических и предпринимательских рисков предпринимателей занимается Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР), так же 100-процентный государственный институт. Это не страховая компания в привычном понимании, деятельность агентства регулируется специальным постановлением правительства РФ. Малым бизнесом ЭКСАР занялся недавно, пока среди его клиентов только девять субъектов МСБ. «Агентству было выделено 30 млрд рублей до 2031 года, — сообщил директор по региональному сотрудничеству ЭКСАР Дмитрий Макеев. — Этого достаточно, чтобы обеспечить всех экспортеров».

Среди страхования предпринимательских рисков самым востребованным продуктом стало страхование кредита поставщика. При этом комиссия ЭКСАР не станет обременительной для предпринимателей. В частности, Макеев привел пример экспортного контракта на поставку спортивной одежды на сумму 8000 евро, в котором комиссия страховщика составила всего лишь 75 евро. «Страховая премия зависит от страны и контрагента и составляет от 0,25% до 3% от суммы годового контракта, — поясняет эксперт. — А если мы работаем вместе с банками, они под наш контракт делают пониженные кредитные ставки».

Все выставки мира — бесплатно
Столичные предприниматели благодаря субсидиям департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы могут получить компенсацию за участие в выставках — как российских, так и зарубежных. Сумма компенсации составляет 300 000 рублей, и в настоящее время рассматриваются заявки по выставкам, прошедшим в прошлом и нынешнем году, сообщила главный эксперт по финансовой поддержке ГБУ «Малый бизнес Москвы» Татьяна Машина.

«Для нас главное, чтобы продукция вышла на зарубежный рынок, чтобы вы укрепили там связи и привлекли инвестора», — сказала эксперт. Впервые такая услуга появилась в прошлом году — рассмотрели 163 заявки и выдали 115 субсидий. На данный момент уже одобрено 13 зарубежных выставок, в том числе в США и Германии. Пока в сумму компенсации входят затраты на регистрационный взнос, аренду выставочной площади, монтажные и демонтажные работы. В ближайшем будущем московские власти планируют компенсировать также доставку выставочной продукции за рубеж и ее рекламу.

Источник: "Деловая среда"
17 апреля 2014