Город Рязань
Структурные подразделения администрации города Рязани
Официальное опубликование Противодействие коррупции Инвестиционный атлас Туризм в городе Рязань Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Балакина Юлия Николаевна

Балакина Юлия Николаевна

Временем проверено: каков директор, такова и школа. Директор Юлия Николаевна Балакина - вечная отличница по жизни, человек общественный по сути, высокоэрудированный, опытный организатор, одаренный учитель физики - по мнению коллег. А школа № 57, ее детище, занимает лидирующее место среди городских образовательных учреждений по количеству призеров городских, областных, всероссийских олимпиад, конкурсов, смотров, и 95 процентов ее выпускников становятся с первой попытки студентами.

Отличник народного просвещения, заслуженный учитель России, лауреат премии имени Н. К. Крупской Ю. Н. Балакина возглавляет коллектив пятьдесят седьмой школы двадцать пять лет.

Таковы реалии сегодняшнего дня. А тридцать девять лет тому назад уроженка Шацка Юлия дала свой первый урок, но не на родной Рязанщине, а в Правдинской средней школе на Сахалине - туда после окончания физико-математического факультета Рязанского государственного педагогического института она приехала по комсомольской путевке.- Я вошла в класс - десятый, выпускной, -вспоминает Балакина, - и увидела почти взрослых юношей и девушек. Я сказала: "Здравствуйте. Я учитель физики. Какой бы вы хотели меня видеть?" - "Доброй, умной, чтобы мы у вас учились на пятерки", - отозвался класс. Она ответила: "Я постараюсь быть доброй, умной, подготовить вас к выпускным экзаменам".

Что ни говори, а учитель - профессия особая. Осколками разлетаются амбиции политиков, мыльными пузырями лопаются карьеры чиновников, а учитель из века в век почитаем и любим. Но и спрос с него особый: отдаем ему на "выучку" самое дорогое - ребенка - будущее не только семьи, но и нации. К тому же профессия учителя уникальна. Несмотря на массовость, не каждому дано стать кумиром детской души. - Я в своей жизни встречалась с людьми, у которых не было своих детей, но они были прекрасными воспитателями, знала и тех, кто имел много детей, но остался плохим воспитателем.  Проецируя на школьный уровень, скажу, что в учителе должна быть заложена "генетическая картинка", без этого ему трудно состояться как личности, считает Балакина и продолжает свои размышления:
- Среди главных качеств педагога выделяю любовь к детям. Знание предмета, коммуникабельность, артистичность - тоже атрибуты учительского труда, но прежде всего доброта, порядочность, честность.

Юлия Николаевна идет по жизни, наделенная всеми этими качествами. Два ярких события ежегодно вызывают у нее слезы и радость одновременно: встреча с бывшими учениками и вступление ее питомцев во взрослую жизнь, совпадающее с прощанием со школой. Ее выпускники - ее слава, ее ученики сегодня - ее гордость, ее будущие ученики - ее надежда.

Четверть века прошло с той памятной поры, когда она приняла 57-ю новостройку. Тогда трудно было найти желающего возглавить новый коллектив: педагоги пришли из разных школ и считались людьми конфликтными и неудобными. Что уж говорить о сложном ребячьем контингенте, собранном со всего поселка Южный!
- Но как мы ошибаемся, вешая ярлыки на ребят, - считает Балакина. - Когда пришли к нам на вечер встречи первые выпускники, мы поняли, что они состоялись как личности вопреки прогнозам некоторых пессимистов. Из шалуна Игоря вырос, например, заместитель начальника налоговой полиции. Были у нас "свои" врачи, учителя, многодетные мамы.
Год за годом сливались в десятилетия. Приходили в школу все новые и новые малыши, уже шестилетки, и коллектив, ориентированный его директором на личностный подход к ребенку, вел своих взрослеющих чад вверх и вверх по трем главным ступенькам: будили душу ребенка, помогали ему найти себя, а потом и сотворить себя самому.

Думаю, что Юлию Николаевну помнят в третьей, пятой и сорок второй рязанских школах. Работая там, она тоже оставила частичку своей мудрой души. Никогда и нигде не замыкалась в рамках своего предмета. В пятой школе, которую вспоминает с большой теплотой, преподавая физику, отважилась и на освоение технического перевода, для чего отточила знания английского языка, полученные в вузе.

Учиться всегда - ее кредо. Училась в Российской академии управления, защитила на "отлично" высшую категорию управленца, закончила учебные курсы по профессии административного менеджера. Представляла Рязань на коллегии министерства, выводила своих питомцев на всероссийский уровень, принимала участие в научно-практических конференциях вузов Рязани, Москвы, Петербурга. Это все грани ее неистощимого таланта. А в 2000 году - новое признание заслуг 57-й школы и ее директора: принимала в школьных стенах руководителей управлений образования, участников Всероссийского семинара-совещания и сама выступала с докладом.

Многие считают последнее десятилетие наиболее сложным в жизни школы. Она же называет эти годы хоть и сложными, но удивительными: несмотря и даже, пожалуй, вопреки внешним обстоятельствам, раскрылись потенциальные возможности учителей. Творческие способности педагогического коллектива проявились в исследовательской работе, появились новые научные публикации, методические разработки, авторские программы. Сама же она в девяносто восьмом году взялась за уникальную задачу изучения условий интересов развития способностей учащихся с учетом их индивидуальных различий. Название ее работы многое скажет специалистам: "Психологическая диагностика ближайших зон развития на уроках физики". Результат практически превзошел все ожидания.

Что такое директор школы? Это режиссер, ставящий "спектакль" школьной жизни, в которой, конечно же, значительно больше будней, чем праздников. Это человек, отвечающий за все, цементирующий деятельность педагогического коллектива, утверждающий демократию в системе взаимоотношений. Так понимает свое предназначение Юлия Николаевна. Ко всему тому, она до сих пор не порывает и с учительской стезей: 3-4 часа в неделю, но оставляет себе педагогическую нагрузку, стараясь влюбить в предмет своих учеников. Что еще добавить? Очень любит природу, и отнюдь не умозрительно. Доказательство тому - школьный участок, из года в год признаваемый лучшим.

Душой болеет за учительство. Признается, что ей стыдно смотреть учителям в глаза в день зарплаты: настолько она не соответствует вложенным силам.

Среди обязанностей директора, сложных и многочисленных, - прием новых сотрудников. Когда приходят молодые кадры, как важно здесь не ошибиться! У Балакиной свои критерии. Рассказывает: "Я задаю желающим работать у нас три вопроса. Первый: "Как вы учились в школе?" Как правило, все учились хорошо. Второй: "Какое мероприятие вы бы провели с детьми?" Когда человек творческий, он сразу "загорается" и чувствуется огонек его любви. И третий вопрос: "Хотите ли вы стать учителем?" Если отвечают, что да, это моя мечта, значит, это наш человек. Если неуверенно: не знаю, посмотрю, как получится, с таким нашей школе не по пути".

Особая тема, конечно же, общественные дела Балакиной. Она член президиума областного совета женщин. А период с 1992 по 1997 годы прошел у нее под знаком депутатской работы в районном и областном Советах народных депутатов. С тех пор Железнодорожный район она знает до закоулочка, проблемы многих его жителей - тоже. Назубок выучила все школы, их нужды, возглавляя комиссию по образованию. К слову сказать, тогдашние депутаты действовали по принципу: "Хватит говорить. Начнем делать. Начнем с себя". Этот принцип она распространила на все жизненные обстоятельства.

Наш разговор с Юлией Николаевной подходит к концу. Она неторопливо собирает разложенные на столе фотографии своих учеников, вновь и вновь вглядывается в их лица, стремится как можно больше рассказать мне о себе, нет, о них. За окном желтыми листьями танцует осень. А я думаю: не за горами время, когда безликие номера школ уйдут в прошлое и все наши учебные заведения - и традиционные школы, и новомодные лицеи и гимназии - будут называться по именам их здравствующих творцов. 57-ю переименуют в школу Балакиной, и Юлия Николаевна с волнением будет встречать ребятишек у школьного порога: и ничего удивительного в том не будет, лишь справедливость и признание заслуг.

Татьяна БАРАНОВСКАЯ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МЭРА ГОРОДА РЯЗАНИ ОТ 20 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА ЗА № 2614 ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЕ БАЛАКИНОЙ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ "ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА РЯЗАНИ".

По материалам книги "ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА РЯЗАНИ"