Город Рязань
Структурные подразделения администрации города Рязани
Официальное опубликование Противодействие коррупции Инвестиционный атлас Туризм в городе Рязань Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Кирьянов Петр Павлович

Кирьянов Петр Павлович

Имя Петра Павловича Кирьянова (29.08.1906 - 06.04.1993) связано со славной историей Рязанского государственного педагогического института имени   С. А. Есенина.
Петра Павловича с благодарностью вспоминает не одно поколение рязанских учителей - выпускников РГПИ. Четверть века (1945-1970) руководил он работой института, восстанавливая и укрепляя материальную базу, поддерживая его традиции и приумножая славу. Старшие поколения рязанцев помнят его как преподавателя вечернего университета марксизма-ленинизма, лектора обкома и горкома КПСС, депутата горсовета и областного Совета народных депутатов.

Петр Павлович Кирьянов родился 29 августа 1906 года в Москве. Своих родителей он не знал, так как сразу после рождения был сдан в воспитательный дом. 20 сентября 1906 года "питомецъ Императорскаго Московскаго Воспитательнаго Дома Петръ Павловъ" был отдан на воспитание крестьянке Калужской губернии Агафье Григорьевой, которая вскоре умерла. Ребенка в трехмесячном возрасте взяла на воспитание семья батраков Кирьяновых из деревни Кузнецы Тарусского уезда Калужской губернии. Ни земли, ни хозяйства у них не было - имели только домик в два окошка. С 10 лет ему пришлось зарабатывать на хлеб. Летом мальчик нанимался пасти общественный скот, зимой был поводырем у приемного отца, который к тому времени ослеп.

Работая, он одновременно прилежно учился в сельской школе. Окончив школу в 14 лет, Петр Кирьянов стал жить самостоятельно. С помощью местного коммуниста Костырева он устроился курьером в Тарусский уездный отдел труда. Вступив в 1921 году в комсомол, старательно выполнял поручения, и его направили на комсомольскую работу: был председателем рабочкома, секретарем комсомольской ячейки. Затем Петра Павловича направили на учебу в Калужскую совпартшколу, окончив которую, он вернулся в Тарусу.
В1924 году П. П. Кирьянов вступил в ряды ВКП(б).  

Работал в Тарусском уездном комитете партии заместителем, а затем - заведующим агитационно-пропагандистским отделом. В 1926 году его послали учиться в Академию коммунистического воспитания им. Крупской, по окончании которой (1930 г.) направили преподавателем общественно-экономических дисциплин в Первомайский педагогический техникум (Курская область). В 1932 году Петра Павловича перевели в Курский педагогический техникум, потом направили в Курский горком ВКП(б), где он проработал два года, а затем был назначен директором Курского учительского института, потом - заместителем начальника политотдела Возовской МТС. В 1935-1936 годах Петр Павлович был вторым секретарем Больше-Солдатского РК ВКП(б). Осенью 1936 года его направили на учебу в Высший коммунистический институт просвещения в Москву, где он успешно учился до января 1938 года, а затем был командирован в Хабаровский край и избран вторым секретарем Благовещенского горкома ВКП(б), затем назначен директором Хабаровского госпединститута. На его плечи легла тяжелая забота по развитию открывшегося вуза. С этой задачей он успешно справился: подобрал и сплотил коллектив преподавателей, направлял его на творческое решение учебных вопросов. За короткий срок организовал библиотеку, обеспечил институт учебным оборудованием. Кроме того, он преподавал политэкономию, основы марксизма-ленинизма; с 1939 года был заведующим кафедрой марксизма-ленинизма. В1940 году утвержден в ученом звании доцента.

В сентябре 1945 года Петр Павлович Кирьянов был отозван из Хабаровска Министерством просвещения РСФСР и назначен директором Рязанского государственного педагогического института.

Проявив незаурядный талант организатора в сочетании с высокими человеческими качествами, он вместе с коллективом сотрудников сумел преодолеть трудности послевоенных лет, заложить прочный фундамент последующего поступательного развития вуза. А трудностей было немало. По возвращении вуза из трехлетней эвакуации (г. Киров и г. Шацк Рязанской области) все сосредоточилось в одном корпусе: учебная база, общежитие для студентов, здесь же ютились многие преподаватели с семьями.
Не хватало учебно-лабораторного оборудования, в некоторых аудиториях стояли старые школьные парты, потому что недоставало столов и стульев. До второго семестра 1946-47 учебного года студенты занимались в верхней одежде, так как старая калориферная система отопления давала мало тепла. Библиотечный фонд сократился, на студенческую группу приходилось 3-5 экземпляров рекомендуемого преподавателем учебника.

Но трудности преодолевали. Бригады преподавателей и студентов заготавливали для института дрова, чинили мебель, собирали учебники. Книжный фонд непрерывно пополнялся. Если к 1945 году сохранилось только 38 тысяч экземпляров, то в 1950 году было 130 тысяч, а в 1960 году - 260 тысяч. В первом послевоенном десятилетии были построены: камера условных рефлексов, вегетационный домик, виварий, расширена теплица, приобретена пасека. В эти же годы оборудовали учебную мастерскую, электро- и радиолаборатории, создали учебно-опытный и ботанический участки.

Непрерывно велось строительство. В 1954 году был сдан первый многоквартирный жилой дом, в 1957 году - студенческое общежитие на 200 мест, в 1959 году - 24-квартирный дом для профессорско-преподавательского состава, в 1961 году - биостанция в с. Лаптево Клепиковского района, которая стала и базой студенческого спортивно-оздоровительного лагеря, в 1963 году - визуально-оптическая станция, в 1965 году - общежитие на 515 мест. В 1968 году ввели в действие новый учебный корпус (№ 2).
Организатором, руководителем, душой коллектива, добрым гением был ректор - заботливый труженик, чуткий, скромный, порой даже застенчивый. Он любил молодежь и учил жизненной мудрости многие поколения студентов; был справедлив, в меру требователен и снисходителен. Многочисленные ректорские и преподавательские заботы не препятствовали ему интересоваться многообразными студенческими увлечениями. Его часто можно было видеть на вечерах художественной самодеятельности, на спортивной площадке. Петр Павлович вникал во все институтские дела, был доступен любому сотруднику и студенту; особую заботу проявлял о сиротах и детдомовцах, старался создать им нормальные условия для жизни.

Вот как о нем отзывается доцент, бывший декан факультета истории и проректор пединститута Юрий Васильевич Фулин:
- Деятельность ректора настолько многообразна, возникающие ситуации порою столь непредсказуемы, что для рассказа об этом потребовалось бы слишком много места и времени. Поэтому я позволю себе лишь то, что характеризовало его как человека доброй души, неутомимого воспитателя и советчика.
Как будущий студент я впервые встретился с ним в последних числах августа 1946 года, когда пришел к нему с просьбой зачислить на очное отделение факультета истории. Не скрою, волновался. Я ведь был знаком со стилем обращения некоторых начальников с подчиненными, свежо было впечатление от встречи с тогдашним ректором МГУ (до сих пор остался неприятный осадок). Готовил себя к худшему, поскольку зачисление в институт уже закончилось.

И вдруг... "Садитесь, пожалуйста. Что у Вас?" А дальше состоялся длинный разговор, который, как я понял, интересовал моего будущего руководителя и наставника в не меньшей степени, чем меня самого. И, наконец, положительная резолюция на заявлении, сопровождаемая самыми добрыми пожеланиями. Тогда мне показалось, что я попал в совершенно иной мир, мир нормальных человеческих отношений. Это первое впечатление от личности Петра Павловича Кирьянова не изменилось и в дальнейшем.
В студенческие годы у меня было с ним немало встреч и по учебным (сдавал ему экзамен) и общественным делам. В ходе этих встреч первое впечатление все более крепло. Внимательно выслушает, подскажет, если нужно, поможет. И это было вниманием не к отдельно взятому человеку: столь внимателен и заботлив он был по отношению ко всем студентам. Молодежь хорошо это чувствовала,  и к ректору шли с разными вопросами, надеясь получить помощь и поддержку. И не ошибались. Кто изливал свою душу и получал добрый совет, а кто уходил и с полученной по распоряжению Петра Павловича материальной поддержкой, так необходимой многим в те годы.

Очень болезненно он относился к случаям, когда вставал вопрос об отчислении студента за неудачи в учебе. Ни одно из представлений декана никогда не подписывалось им механически: следовал обстоятельный разговор с таким студентом в кабинете ректора. Он хорошо понимал, как сложно порою для молодежи определиться в жизни, не потеряться в ней и обрести уверенность в своих силах. Думаю, что немало студентов, окончивших потом институт, запомнили эти беседы с ним. Он вообще был чрезвычайно близок к студентам, считал своим непременным долгом быть рядом с ними, будь то тяжелая работа по разгрузке дров для института, научная конференция или студенческие вечера. Не преувеличивая скажу, что в студенческой среде он пользовался непререкаемым авторитетом, уважением и любовью.

Не менее внимателен он был и по отношению к преподавателям и сотрудникам. Чего греха таить, ведь и на кафедрах, и среди отдельных преподавателей возникают порою весьма сложные взаимоотношения. В таких случаях, никогда не отступая от принципиального решения, он проявлял максимум такта и выдержки, находил пути решения возникавших конфликтов. И, как мне представляется, ему удалось в конечном итоге создать дружный и сплоченный преподавательский коллектив, способный решать многочисленные задачи обучения и воспитания.

В этом ему, бесспорно, помогал большой опыт, многие личные качества и его преданность делу, ставшему неразрывной частью его собственной жизни. И совершенно заслуженно звучали слова глубокого уважения по отношению к нему со стороны преподавателей и сотрудников, работавших в институте в те годы.
Можно с полным правом сказать, что он оставил после себя то, что ценится потомками, - добрую память о человеке, который прожил долгую трудовую жизнь, уважал и любил людей...

Высказывания Юрия Васильевича дополняет доцент, кандидат философских наук, известный литератор Игорь Николаевич Гаврилов:
-  Петр Павлович Кирьянов подобрал и сплотил коллектив научных работников, умело направлял его на творческое решение учебных вопросов и тем. Его большой заслугой было умение подойти к людям, прислушаться к голосу студентов и преподавателей, поддержать любое хорошее начинание. Весь коллектив сотрудников и студенты  иститута всегда глубоко ценил и уважал своего ректора.

Он был ревнив к успехам и неудачам своих товарищей по коллективу. Его глубоко радовала похвала в адрес нового научного труда ученых института. И столь же искренне он был способен огорчаться, переживать за промахи институтской команды клуба КВН на дружеской встрече со студентами-медиками. Это - хорошая ревность. Она свидетельствует о душевной молодости, живой, кровной заинтересованности человека в том деле, которое он делает.

Он жил, если так можно выразиться, на острие эпохи, когда решались сложнейшие задачи в экономической и политической жизни страны, когда шло воспитание молодых кадров, способных решать сложные задачи и на земле, и в космосе. Он каждым своим нервом понимал и чувствовал дыхание времени и поэтому, бывая строгим, принципиальным, оставался добрым, отзывчивым. Жизненный опыт позволял ему это делать так, как диктовала его прозорливая душа. Верно говорят, что подобные характеры -надежная опора близким, тем, с кем он крепко связан, чьи судьбы ему доверены. В подтверждение можно привести массу фактов. Какой же духовный заряд нужно иметь, какую внутреннюю энергию, какое душевное благородство, чтобы в сложной ситуации устоять, остаться самим собой, являя достойный пример для подражания. Поэтому любили его и помнят, потому что живое человеческое сердце хранит все доброе и хорошее.

Выпускник пединститута, журналист Александр Жбанков, вспоминая свои студенческие годы, говорит:
- Я на первом курсе был в числе студентов-"бездомников". Негде было жить. И не один я. Зная о нашем бедственном положении, Петр Павлович, несмотря на возражения декана естественного факультета, решил учебную комнату бывшей химической лаборатории оборудовать под общежитие. "Да, это создаст вам неудобства в учебном процессе, -отвечал он декану. - Однако мы не можем бросить на произвол судьбы сельских ребят, которые не просто поступили в институт, но которые хотят, понимаете, хотят учиться".

Признаюсь, что я уже подумывал о том, чтобы бросить учебу...

Двадцать пять послевоенных лет - годы упорной работы коллектива над решением главной задачи - подготовки и воспитания учительских кадров, которые по своим профессиональным и гражданским качествам отвечали бы возрастающим запросам общества.

В 1946 году был открыт факультет иностранных языков с отделениями английского и французского, а в 1952 году - и немецкого. В 1962 году открылся факультет общественных профессий (ФОП) с отделениями: хормейстерское, хореография, дирижер оркестра народных инструментов, школа бального танца, драмстудия, изостудия.

Непрерывно увеличивалось количество студентов, ускорялся процесс количественного и качественного роста научно-педагогического потенциала вуза. В 1951 году в Рязанском государственном педагогическом институте была открыта аспирантура, в 1961 году созданы советы факультетов. В 50-60-е годы в вузе сложилось несколько научных школ и направлений, возглавляемых известными учеными: психология воли (проф. В. И. Селиванов), математический анализ (проф. И. П. Макаров), обнаружение и дифференциация искусственных спутников Земли (проф. В. И. Курышев), физиология пищеварения (проф. В. Е. Робинсон), рязанское краеведение (проф. Н. П. Милонов, проф. Л. В. Шапошников, доценты Б. С. Шустов, Е. Г. Гущина, Т. С. Жбанкова, В. К. Соколова и другие). В 1945 году из 88 преподавателей было 2 2 доцента и кандидата наук, в 1958 году из 165 преподавателей - 5 профессоров и докторов наук, 53 доцента и кандидата наук, в 1970 году из 206 преподавателей дипломированных было 88, из них 10 - профессоров и докторов наук.

Петр Павлович Кирьянов не только руководил институтом, но и вел лекционный курс основ марксизма-ленинизма, занимался научной работой. С ноября  1949 года по ноябрь 1950 года он учился на курсах повышения квалификации при МГУ им. М.В.Ломоносова, в 1950 году защитил диссертацию на звание кандидата исторических наук.

В 1953-1957 годы Петр Павлович возглавлял аспирантуру по истории КПСС. Его ученики - профессора и доценты разных вузов страны.  Аспирантами П. П.  Кирьянова были: доктора исторических наук Н. Г. Соколов, В. А. Седугин,доценты Ю. С. Иванова, Л. Д. Покровская, А. С. Жохова, Н.Н.Шустова.

Под его научной редакцией вышло несколько документальных сборников. В изданных институтом Ученых записках напечатаны  статьи П.П.Кирьянова, в том числе в соавторстве - "К столетию падения крепостного права" (по материалам Рязанской губернии).

20 июля 1970 года Петр Павлович по его личному заявлению был освобожден от обязанностей ректора, но продолжал преподавательскую деятельность еще более десяти лет.

Петр Павлович скончался 6 апреля 1993 года.

Марина ТИМОФЕЕВА,
Нина ЧЕЛЬЦОВА.


ЗА БЕЗЗАВЕТНОЕ СЛУЖЕНИЕ НА НИВЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕТРУ ПАВЛОВИЧУ КИРЬЯНОВУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ "ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ РСФСР" (1960). ОН НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ (1967), МЕДАЛЯМИ "ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ" (1953), "ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ" (1959), ЗНАЧКОМ "ОТЛИЧНИК НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ" (1945). ПРЕЗИДИУМОМ ОБЩЕСТВА ГЕРМАНО-СОВЕТСКОЙ ДРУЖБЫ ОН НАГРАЖДЕН БОЛЬШИМ ЗОЛОТЫМ ЗНАКОМ ОБЩЕСТВА ЗА БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ДРУЖБЫ И СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ МЮЛЬХАУЗЕНСКОЙ ВЫСШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛОЙ (ГДР) И РЯЗАНСКИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИНСТИТУТОМ. ЗА МНОГОЛЕТНЮЮ РАБОТУ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО КОМИТЕТА ЗАЩИТЫ МИРА П. П. КИРЬЯНОВ НАГРАЖДЕН СОВЕТОМ КОМИТЕТА ЗАЩИТЫ МИРА ПОЧЕТНОЙ МЕДАЛЬЮ "БОРЦУ ЗА МИР". РЕШЕНИЕМ РЯЗАНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 26 МАЯ 1988 ГОДА ЗА № 282 КИРЬЯНОВУ П.П. ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ "ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА РЯЗАНИ".

По материалам книги "ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА РЯЗАНИ"