Город Рязань
Структурные подразделения администрации города Рязани
Официальное опубликование Противодействие коррупции Инвестиционный атлас Туризм в городе Рязань Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Митрополит Рязанский и Касимовский Симон

Митрополит Рязанский и Касимовский Симон

Митрополит Рязанский и Касимовский Симон (в миру Сергей Михайлович Новиков) (05.02.1928 - 01.09.2006) родился в крестьянской семье на славной своей историей и своими святынями Ярославской земле, но за 29 лет архипастырского служения на Рязанской земле он сроднился с нашим краем, ставшим для него второй родиной.

Владыка широко известен и своими научными исследованиями. Все его опубликованные работы проникнуты глубоким патриотизмом, любовью к России, к нашему краю, а публичные выступления характерны высочайшей нравственностью и гуманизмом. Митрополит Симон на протяжении всего своего архипастырского служения проводит большую общественную работу на благо Церкви и Отечества.

Держу в руках книгу. Она обычного формата, приличной толщины - страниц на 300, в твердом темно-зеленого цвета переплете. Открываю наугад страницу: "Василий Рязанский", далее - "Роман, рязанский страстотерпец"... "Олег Иванович, великий князь Рязанский".

Что это? Краеведческий альманах? Сборник очерков о выдающихся рязанцах? Нет, у меня в руках томик избранных "Трудов, Посланий, Слов и Речей" Высокопреосвященнейшего архиепископа, а ныне митрополита Рязанского и Касимовского Симона, изданный в Рязани в 1998 году тиражом в 3000 экземпляров.
Особенно меня поразила написанная простым доходчивым языком статья Владыки о великом князе Олеге Ивановиче Рязанском. Надо было обладать гражданским мужеством, чтобы писать о нем. Ведь статья была написана еще в советское время и шла вразрез с официальной оценкой Олега Ивановича. Впервые напечатана она была в 1988 году в январском номере "Журнала Московской Патриархии", который, к сожалению, был ориентирован лишь на священнослужителей и имел ограниченный тираж.

В 1995 году статья перепечатывалась журналом "Рязанский следопыт", а затем краеведческим альманахом "Переяславль", также выходящими малыми тиражами. И вот теперь статья увидела свет вновь. Читаешь ее без отрыва, забывая, что это не роман, а серьезная научная работа.

Автор убедительно разбивает все домыслы, искажения фактов, наветы, злопыхательские выпады врагов против того, кого скоро 600 лет нет с нами и который не может ни оправдаться, ни защитить себя сам. Всех тех, кто, не ведая, что творит, повторяют чужую ошибку, ибо "так написано в летописях". Но ведь летописи писали тоже люди со своими характерами, взглядами, оценками, со своим видением событий или по заказу власть предержащих, возможных, если не явных врагов, то тайных недругов, преследовавших свои цели.

Рязанские летописи не сохранились, и оценку деятельности Олега Ивановича - самостоятельного государя и владетельного великого князя, - и подчас весьма тенденциозную, давали летописи других недружественных областей.

Владыка, как ученый, доказывает, привлекая различные источники, всю несостоятельность обвинений и нареканий на Олега Ивановича.

Были и до него попытки других исследователей (Д. И. Иловайский, А. Г. Кузьмин, писатель Ф. Ф. Шахмагонов и др.) разобраться в личности великого князя. Они тоже пытались выявить правду, переосмыслить его роль в русской истории, оправдать его в глазах потомков. Но, кажется, никому не удалось этого так аргументированно, убедительно и достойно сделать, как Высокопреосвя-щеннейшему Симону. (Хотя сам Владыка считает, что лишь обобщил сведения, опровергающие измышления недругов против великого князя.) Низкий поклон ему за это от всех рязанцев.

Родители Владыки были глубоко верующими людьми. Детей у них было трое: дочь и два сына. Средний - Сергей. Особенно большое влияние на воспитание и формирование будущего служителя церкви оказала его благочестивая мать - Анна Дмитриевна. Это она научила его молиться и привила любовь к храму и церковным службам. Владыка вспоминает: "Мама часто болела. Бывало, скажет нам: "Ребята, помолитесь". И мы, трое детей, встаем на колени перед иконой, читаем "Отче наш", "Богородице, Дево, радуйся", "Верую", "Спаси, Господи, и помилуй папу, болящую маму", - и далее перечисляем всех родных. А мне не терпится справиться о здоровье мамы, и спрашиваю ее: "Мама! Тебе полегче?" "Да, сынок, - отвечает она, - мне получше".
Под влиянием же матери его с детских лет тянуло в церковь. "Поэтому, наверное, меня уже тогда прозвали "монахом", - говорит Владыка. В их селе была средняя школа. Учась в ней, он часто посещал местный действующий храм. В сельской глубинке (до областного центра было 40 километров) это не осуждалось и не преследовалось.

Сергей мечтал об институте, но война помешала. Окончив в 1943 г. восемь классов, он поехал в Ярославль. Там поступил в химико-механический техникум. По окончании его (в 1947 г.) направлен электротехником на военный номерной завод.

Он по-прежнему любил посещать церковные службы, и жизнь сложилась так, что ему постоянно встречались близкие по взглядам и духу. В техникуме он подружился с мальчиком, отец которого оказался священником. Рядом с предприятием, где он работал, находился действующий храм, и, выходя после рабочего дня с завода, Сергей шел в него. Говорят, что пути Господни неисповедимы. И здесь судьба вновь свела его с людьми, ставшими ему не только примером, а близкими и родными на всю жизнь, двумя иеромонахами-рязанцами: с будущим митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) и ныне всеми глубокоуважаемым отцом Авелем, священноархи-мандритом и наместником Свято-Иоанно-Богословского монастыря в с. Пощупово Рыб-новского района. Через них он стал известен и архиепископу Ярославскому и Ростовскому Дмитрию (Градусову), бывшему архиепископу Рязанскому и Касимовскому (1944-1946 гг.). Владыка Дмитрий и дал ему; как ревностному прихожанину, путевку в жизнь - рекомендацию для поступления в Московскую Духовную Семинарию.

В 1951 году будущий архипастырь поступил в Московскую Духовную Семинарию, а по окончании ее (в 1955 г.) в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 1959 году по 1-му разряду, со степенью кандидата богословия за сочинение по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на тему "Митрополит Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета".
Еще до завершения учебы в Академии, 17 декабря 1958 года он вступил в братию Свято-Троице-Сергиевой Лавры, а 28 декабря пострижен наместником лавры в монашество с именем Симона, в честь ученика Св. Сергия Радонежского преподобного Симона Радонежского.

18 января 1959 года епископом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) рукоположен в Воскресенской церкви в Сокольниках (Москва) во иеродиакона, а 12 апреля - во иеромонаха.

За успехи в учебе оставлен работать преподавателем в Московской Духовной Семинарии, а затем - Академии. 2 января 1964 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I возвел его в сан архимандрита. В том же году он утвержден в должности доцента по кафедре византологии. Одновременно в 1964-1965 гг. он являлся настоятелем Преображенской церкви Троицкого патриаршего подворья, что в с. Лукино под Москвой близ ст. Переделкино.

С 1965 по 1972 годы он инспектор Московских Духовных Академии и Семинарии.

11 октября 1972 года архимандриту Симону (Новикову) постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода "определено быть Епископом Рязанским и Касимовским".

Святейший Патриарх Пимен на момент его рукоположения (14 октября) находился уже за границей, в ранее запланированной паломнической поездке с посещением глав поместных православных церквей, поэтому не смог возглавить хиротонию.
В его наречении и совершении хиротонии "во епископа", которые по благословению Святейшего Патриарха возглавил Митрополит Таллиннский и Эстонский (ныне Святейший Патриарх и Митрополит всея Руси) Алексий, участвовали архиепископы: Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплев)и Дмитровский Филарет (Вахромеев); епископы: Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей (Гондаревский), Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевский), Виленский и Литовский Анатолий (Кузнецов).

19 октября 1972 года в 6 часов вечера наш архипастырь прибыл в г. Рязань.

Владыка признается, что устрашала высота, на которую его возвели, и ответственность, которую он взял на себя, но он верил, что это "воля Господня".

Он знал, что "через века пронесла Рязань свой говор, свой нрав, свой лик. Сохранила в сердцах святых", сберегла большинство культовых памятников и святынь, в разное время явленных. Это святые иконы Божией Матери: Одигитрии Рязанской, Знамения-Корчемной, Феодотьевской, Боголюбской (Зимаровской), Казанской (Вышенской), "Споручницы грешных" из села Срезнево Шиловского района, древние образы Св. Апостола Иоанна Богослова и образ святителя Шшолая в с. Ижеславль Михайловского района и другие.

В 2001 году исполнилось 50 лет служения Церкви Высокопреосвященнейшего Симона и 29 лет как он возглавляет рязанскую кафедру. В 1978 году Владыка был возведен в сан архиепископа, а 25 февраля 2000 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II "во внимание к усердному служению Церкви Божьей" он возведен в сан Митрополита.
Однажды, отвечая на вопрос корреспондента "Легко ли быть Владыкой?", то есть управлять епархией, он сказал: "Как и любой руководитель, я имею дело с людьми... Хватает забот и по хозяйству... Открываются новые храмы - подыскиваю кадры. Забот много. Но заботы эти радостные". А сколько за этими радостями дум и бессонных ночей, Владыка из своей природной скромности умолчал.

Рязанской пастве повезло, что у нее такой архипастырь. Здесь, в Рязани, на архиерейском служении полностью раскрылся его многогранный талант: как руководителя и хозяйственника, ученого-историка и богослова, проповедника и литератора, наставника и воспитателя, патриота и общественного деятеля. Еще в 1988 году Святейший Патриарх Пимен писал нашему Владыке: "Вы в нашей церкви известны, как примерный архипастырь, который проявляет заботу о благоустройстве всей Рязанской епархии, о благочинии вверенной Вам паствы".

Когда он заступил на должность управляющего епархией, в ней был 51 церковный приход. Ныне их 270, из них 215 сельских. Нужно было изыскивать средства на восстановление порушенных храмов, материалы на их реставрацию, необходимо было готовить кадры священно- и церковнослужителей, которых катастрофически не хватало.

За прошедшие годы сделано немало: открыто и освящено 230 храмов, 21 часовня. В 1988 году епархии возвращен Свято-Иоанно-Богословский монастырь, а ныне их действует восемь - 4 мужских и 4 женских. В 1993 году Успенский собор Рязанского кремля передан епархии для совместного использования с музеем-заповедником. Службы в нем совершаются летом, начиная с праздника Святой Троицы и кончая Успением Пресвятой Богородицы.
В Рязани имеются два духовных учебных заведения - духовное училище (основано в 1990 г.), где Владыка преподает литургику, и Православная гимназия во имя Святителя Василия Рязанского (1995 г.).

За эти же годы 11 общероссийских святых указом Святейшего Патриарха Пимена были сопричислены к Собору святых рязанских. Признаны местночтимыми святыми Святитель Феофан - затворник Вышенский, праведная Матрона Анемнясевская, блаженные Любушка Рязанская (Суханова) и Василий Петрович Кадомский. Обретены мощи пятерых местночтимых святых: святителей Феодорита, Мисаила, Гавриила, Мелетия и праведного Софрония Ибердского.

Сегодня, когда у нас засилье бульварной литературы и порнофильмов, а страна буквально засыпана образцами западной бездуховности, отрадно видеть, что в Рязани издается множество православной литературы, а недавно вышла вторая книга его Высокопреосвященства - первый том "Проповеди". Выходит журнал "Вышенский паломник", по благословению наместника Свято-Иоанно-Богословского монастыря священно-архимандрита о. Авеля - общероссийская газета "Благовест". Выпускается "Рязанский церковный вестник", главным редактором которого является сам Владыка. В каждом выпуске можно найти его статьи или послания, слова. Архипастырь поддерживает вместе с клиром и паствой все благие начинания. Он благословил создание на рязанском телевидении православной программы "Зерна", которая выходила на телеэкраны уже более 400 раз. К 700-летию со дня преставления Святителя Василия Рязанского был отснят посвященный ему фильм.
В областном центре на базе Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина и областного института развития образования создан экспериментальный Центр православной педагогики. При городской библиотеке им. С. А. Есенина - Православный молодежный центр.

Епархией ведется работа по духовно-нравственному воспитанию в военно-учебных заведениях города Рязани.

По отчетам благочинных на 1 января 2001 года в епархии работало (действовало) более 70 воскресных школ. 1 сентября нынешнего года при Рязанском государственном педагогическом университете им. С. А. Есенина на факультете русского языка и литературы открылось отделение теологии.

Владыка Симон - известный богослов и проповедник. Почти 10 лет был членом Смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу. Участвовал в заседаниях комиссии в Болгарии, Норвегии, Швейцарии, Южной Корее и других странах, где непременно выступал с докладами. Лишь ухудшение с годами состояния здоровья вынудило его просить Священный Синод об освобождении от поездок.

На его службы верующие стекаются сотнями. Иногда в городском транспорте можно услышать невольно подслушанный разговор: "Сам Владыка Симон будет службу проводить.. ." И идут, едут люди помолиться вместе с ним, и старые, и молодые, чтобы душой отдохнуть и получить божественную благодать - духовный заряд от церковного общения, послушать проповеди ангела земли Рязанской, как за глаза называют его некоторые верующие и священнослужители. Он проповедует мир в человеческих сердцах, мир в семье, мир среди нашего народа, мир между всеми народами. Призывает свою паству поддерживать Церковь и руководство страны в нравственном и духовном развитии нашего общества и посвятить свои силы и способности великому и святому делу сохранения мира. Зовет к исполнению заповедей Христовой веры, к духовному возрождению через покаяние.

Следует отметить, что в миротворческой деятельности, в этом служении Обществу и Церкви он являет собою пример для подражания, перечисляя ежемесячно свои средства в копилку мира с пометой: "Неимущим и обездоленным, детям-сиротам, на милосердные акции".

Епархиальное управление откликается на все людские беды и несчастия. Оно ежегодно перечисляет тысячи рублей на развитие службы милосердия, на помощь престарелым, для поддержания общества инвалидов и на другие гуманные цели. Когда в Армении произошло землетрясение, в фонд помощи пострадавшим от него было собрано и перечислено 54 тысячи рублей.
Когда Владыку однажды спросили: "А в чем, на ваш взгляд, заключается милосердия чистый свет?", - он ответил: "Нести добро людям, нуждающимся в помощи, - это и есть милосердие".
Он говорит: "Воспитание доброты должно начинаться с детства, когда душа ребенка чиста. Если в семье царит милосердие, забота друг о друге, о ближних своих, то и ребенок вырастает отзывчивым, добрым. Наша общая задача - научить людей с сочувствием относиться друг к другу".

Как отмечает Епископ Шацкий Иосиф, Викарий Рязанской епархии, "участвуя в светских миротворческих организациях Рязанской области, Владыка внес значительный вклад в воспитание граждан в духе мира и согласия, любви к своему Отечеству".
За активную миротворческую деятельность Митрополит Симон трижды награждался золотыми медалями Фонда Мира (1984, 1991,2001гг.).
За активную деятельность по укреплению дела мира между народами он был награжден почетной медалью "Борцу за мир" (1990 г.).
Выступая с приветственным словом перед учителями и учащимися Пехлецкой средней школы Кораблинского района по случаю присвоения ей имени В. В. Соловова, погибшего в Чечне, он говорил: "Уважаемые родители - первые воспитатели своих детей в семье. Кем Вы готовите быть своего сына или дочь? Этот вопрос был задан в свое время замечательным учителем жизни, воспитателем и педагогом Николаем Ивановичем Пирого-вым. И он же дал ответ - "Человеком".

Делу воспитания Н. И. Пирогов придавал гораздо большее качественное значение, чем стремлению количественно наполнить юные головы пестрым знанием.

Дорогие воспитатели, учителя, педагоги, все труженики на ниве духовно-нравственного образования и воспитания!
Нам с Вами вверены Богом юные души, которые мы должны направить по правильному руслу. Привить им любовь и благоговение к Богу - источнику добра и правды, утвердить почитание своих родителей, наставников и вообще старших, привить любовь к своему Отечеству, сделать их патриотами своей Родины".
Авторитет нашего архипастыря в Русской Православной Церкви достаточно высок, мнением его интересуются, поэтому его трижды приглашали на заседания Священного Синода.

В 1974 году он в составе делегации Русской Православной церкви, во главе с Патриархом Московским и всея Руси Пименом, выезжал на церковные празднества в Болгарию, где ему за развитие и укрепление дружественных связей между двумя Церквами был вручен орден Св. Иоанна Рыльско-го 2 степени. В составе делегации был и другой рязанец: митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), экзарх-управляющий епархиями Русской Православной Церкви в Западной Европе.
В августе 1988 года он сам возглавлял паломническую группу нашей церкви, в которую входили кроме других священнослужителей и два иерарха, на Св. гору Афон в Греции для участия в престольном празднике находящегося там древнего русского Свя-то-Пантелеймонова монастыря.

Он откликается словом на все волнующие события нашей жизни, поддерживает все добрые дела и гуманные устремления. Отзывается на предложения о совместном участии во всех мероприятиях, которые осуществляются администрацией области и города Рязани. Владыка принимал самое активное участие не только в торжествах по случаю 1000-летия крещения Руси, 800-летия Рязанской епархии, 700-летия со дня преставления Святителя Василия Рязанского, Дней славянской письменности и других, но и в таких светских празднествах, как 900-летие Рязани, 50-летие Победы, 100-летие со дня рождения С. А. Есенина, Дни города и т.п.

Митрополит Симон - частый участник православных чтений, научно-практических краеведческих и педагогических конференций, симпозиумов, "круглых столов", где непременно, после совершения молебна, выступает с докладом или приветственным словом.
В октябре 2000 года при активном участии Митрополита Симона было подписано Соглашение между администрацией Рязанской области, областной Думой, администрацией г. Рязани, городским советом и Рязанской епархией об объединении усилий по духовно-нравственному возрождению общества, укреплению российской государственности и правопорядка на территории г. Рязани и области.

Выступая на торжественном собрании, посвященном 100-летию С. А. Есенина, он произнес вдохновенные слова: "В 1980 году, когда отмечалось 100-летие со дня смерти академика Измаила Ивановича Срезневского (покоящегося в Рязанской земле - Прим. автора), на его могиле были произнесены такие слова:
"Когда над могилой человека через много лет после его смерти собираются люди, чтобы почтить, значит, этот человек прожил жизнь не зря. Когда эти люди собираются не только затем, чтобы благоговейно поддержать память об ушедшем, но чтобы сказать друг другу, что его труды живы и сейчас, чтобы связать с ним и его трудами свои нынешние и будущие работы, значит, это был великий человек".

Эти слова мы можем отнести и к нынешнему высокому собранию, чтобы сказать: "Сергей Александрович Есенин - это великий русский поэт".
Сегодня мы торжественно празднуем сотый день рождения Сергея Есенина, который ярко выразил в своих стихах широту и нежность русской души.

"Я поверил от рожденья в Богородицын Покров", - писал он. И, по-видимому, в детстве, когда душа была еще чиста, он ощутил дар, данный ему от Бога: это великий талант, заботливое сыновнее сердце и щемящую, или, выражаясь словами самого поэта, сосущую любовь к России.

С необычайной теплотой и нежностью говорил Сергей Александрович о Родине, о вере народной, о простых людях...
Нет необходимости говорить об его жизни, с ее страстями и ошибками, грехами и падениями. Этой жизнью, конечно, страдала и изнывала его душа.

Но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина. Св. Апостол Павел говорит: "Сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 44). И за это всякий, кому дорога Россия, будет помнить в ней своего земляка, своего родного поэта - Сергея Есенина".

В конце 2001 года широко отмечалось 60-летие битвы под Москвой, освобождение городов Скопина и Михайлова от гитлеровской оккупации.

В Скопине была открыта мемориальная Доска в память расстрелянных гитлеровцами мирных жителей города в 1941 году. На ее открытии присутствовал Митрополит Симон. Выступая на митинге, он напомнил о событиях далекой и недавней истории и о том, что во все времена церковь и армия, каждая по-своему, "влияли на народное бытие".

Владыка отслужил заупокойную литию по невинноубиенным, всем, за веру, народ и Отечество жизни свои положившим.
Владыка как человек притягивает всех обаянием своей личности. Перед ним преклоняются за его глубокие религиозные убеждения и люди неверующие, признавая его человеком скромным, благородным и высоконравственным. Люди идут к нему за советом, благословением и утешением, со своими нуждами и проблемами, радостями и сомнениями. Сколько их бывает за день! Двери его дома всегда и для всех открыты.

На приеме у Его Высокопреосвященства можно увидеть и священнослужителей, и мирян, среди которых и архитектор с чертежами храмов, и художник с эскизами интерьеров, и журналист с неизменным блокнотом, и женщины из дальних сел, приехавшие с просьбами благословить на возведение храма или "дать батюшку" и т.п. И у всех беседа с ним, простым и доброжелательным, оставляет неизгладимое впечатление, согревает душу, вызывает глубокую симпатию и уважение.
"Смирение и кротость - вот что украшает человека, делает его приятным и милым для окружающих. А если к этому добавляется горячее любящее сердце, - то все это делает человека "солью земли, свечой, которую ставят на подсвечнике, чтобы светить всем в доме" , - говорил Высокопреосвященный Симон в своем докладе 27 ноября 1998 г. Эти слова в полной мере можно отнести к нему самому.

Скончался 1 сентября 2006 года.

Лев Димперан

"ВО ВНИМАНИЕ К УСЕРДНОМУ СЛУЖЕНИЮ В ПОЛЬЗУ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ МИТРОПОЛИТ СИМОН НАГРАЖДАЛСЯ ОРДЕНАМИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА II СТЕПЕНИ, ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО I И II СТЕПЕНИ И КНЯЗЯ ДАНИИЛА II СТЕПЕНИ. ОН НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: СВ. ИОАННА РЫЛЬСКОГО, А ТАКЖЕ НАПЕРСНЫМ КРЕСТОМ С МОЩАМИ ЖИВОРОДЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ ОТ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ И МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИТРОПОЛИТА РЯЗАНСКОГО И КАСИМОВСКОГО СИМОНА (НОВИКОВА) ОТМЕЧЕНА ВЫСОКИМИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ: ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ (11 ОКТЯБРЯ 1995 ГОДА) И ОРДЕНОМ ПОЧЕТА (11 АВГУСТА 2000 ГОДА). РЕШЕНИЕМ РЯЗАНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ОТ 23 АВГУСТА 2001 ГОДА ЗА № 329 МИТРОПОЛИТУ РЯЗАНСКОМУ И КАСИМОВСКОМУ СИМОНУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ "ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА РЯЗАНИ"

По материалам книги "ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА РЯЗАНИ"