Почетные граждане Рязани

Балакина Юлия Николаевна

Балакина Юлия Николаевна

Отличник народного просвещения, заслуженный учитель России, лауреат премии имени Н. К. Крупской Ю. Н. Балакина возглавляет коллектив пятьдесят седьмой школы двадцать пять лет.

Таковы реалии сегодняшнего дня. А тридцать девять лет тому назад уроженка Шацка Юлия дала свой первый урок, но не на родной Рязанщине, а в Правдинской средней школе на Сахалине - туда после окончания физико-математического факультета Рязанского государственного педагогического института она приехала по комсомольской путевке.- Я вошла в класс - десятый, выпускной, -вспоминает Балакина, - и увидела почти взрослых юношей и девушек. Я сказала: "Здравствуйте. Я учитель физики. Какой бы вы хотели меня видеть?" - "Доброй, умной, чтобы мы у вас учились на пятерки", - отозвался класс. Она ответила: "Я постараюсь быть доброй, умной, подготовить вас к выпускным экзаменам".

Что ни говори, а учитель - профессия особая. Осколками разлетаются амбиции политиков, мыльными пузырями лопаются карьеры чиновников, а учитель из века в век почитаем и любим. Но и спрос с него особый: отдаем ему на "выучку" самое дорогое - ребенка - будущее не только семьи, но и нации. К тому же профессия учителя уникальна. Несмотря на массовость, не каждому дано стать кумиром детской души. - Я в своей жизни встречалась с людьми, у которых не было своих детей, но они были прекрасными воспитателями, знала и тех, кто имел много детей, но остался плохим воспитателем.  Проецируя на школьный уровень, скажу, что в учителе должна быть заложена "генетическая картинка", без этого ему трудно состояться как личности, считает Балакина и продолжает свои размышления:
- Среди главных качеств педагога выделяю любовь к детям. Знание предмета, коммуникабельность, артистичность - тоже атрибуты учительского труда, но прежде всего доброта, порядочность, честность.

Юлия Николаевна идет по жизни, наделенная всеми этими качествами. Два ярких события ежегодно вызывают у нее слезы и радость одновременно: встреча с бывшими учениками и вступление ее питомцев во взрослую жизнь, совпадающее с прощанием со школой. Ее выпускники - ее слава, ее ученики сегодня - ее гордость, ее будущие ученики - ее надежда.

Четверть века прошло с той памятной поры, когда она приняла 57-ю новостройку. Тогда трудно было найти желающего возглавить новый коллектив: педагоги пришли из разных школ и считались людьми конфликтными и неудобными. Что уж говорить о сложном ребячьем контингенте, собранном со всего поселка Южный!
- Но как мы ошибаемся, вешая ярлыки на ребят, - считает Балакина. - Когда пришли к нам на вечер встречи первые выпускники, мы поняли, что они состоялись как личности вопреки прогнозам некоторых пессимистов. Из шалуна Игоря вырос, например, заместитель начальника налоговой полиции. Были у нас "свои" врачи, учителя, многодетные мамы.
Год за годом сливались в десятилетия. Приходили в школу все новые и новые малыши, уже шестилетки, и коллектив, ориентированный его директором на личностный подход к ребенку, вел своих взрослеющих чад вверх и вверх по трем главным ступенькам: будили душу ребенка, помогали ему найти себя, а потом и сотворить себя самому.

Думаю, что Юлию Николаевну помнят в третьей, пятой и сорок второй рязанских школах. Работая там, она тоже оставила частичку своей мудрой души. Никогда и нигде не замыкалась в рамках своего предмета. В пятой школе, которую вспоминает с большой теплотой, преподавая физику, отважилась и на освоение технического перевода, для чего отточила знания английского языка, полученные в вузе.

Учиться всегда - ее кредо. Училась в Российской академии управления, защитила на "отлично" высшую категорию управленца, закончила учебные курсы по профессии административного менеджера. Представляла Рязань на коллегии министерства, выводила своих питомцев на всероссийский уровень, принимала участие в научно-практических конференциях вузов Рязани, Москвы, Петербурга. Это все грани ее неистощимого таланта. А в 2000 году - новое признание заслуг 57-й школы и ее директора: принимала в школьных стенах руководителей управлений образования, участников Всероссийского семинара-совещания и сама выступала с докладом.

Многие считают последнее десятилетие наиболее сложным в жизни школы. Она же называет эти годы хоть и сложными, но удивительными: несмотря и даже, пожалуй, вопреки внешним обстоятельствам, раскрылись потенциальные возможности учителей. Творческие способности педагогического коллектива проявились в исследовательской работе, появились новые научные публикации, методические разработки, авторские программы. Сама же она в девяносто восьмом году взялась за уникальную задачу изучения условий интересов развития способностей учащихся с учетом их индивидуальных различий. Название ее работы многое скажет специалистам: "Психологическая диагностика ближайших зон развития на уроках физики". Результат практически превзошел все ожидания.

Что такое директор школы? Это режиссер, ставящий "спектакль" школьной жизни, в которой, конечно же, значительно больше будней, чем праздников. Это человек, отвечающий за все, цементирующий деятельность педагогического коллектива, утверждающий демократию в системе взаимоотношений. Так понимает свое предназначение Юлия Николаевна. Ко всему тому, она до сих пор не порывает и с учительской стезей: 3-4 часа в неделю, но оставляет себе педагогическую нагрузку, стараясь влюбить в предмет своих учеников. Что еще добавить? Очень любит природу, и отнюдь не умозрительно. Доказательство тому - школьный участок, из года в год признаваемый лучшим.

Душой болеет за учительство. Признается, что ей стыдно смотреть учителям в глаза в день зарплаты: настолько она не соответствует вложенным силам.

Среди обязанностей директора, сложных и многочисленных, - прием новых сотрудников. Когда приходят молодые кадры, как важно здесь не ошибиться! У Балакиной свои критерии. Рассказывает: "Я задаю желающим работать у нас три вопроса. Первый: "Как вы учились в школе?" Как правило, все учились хорошо. Второй: "Какое мероприятие вы бы провели с детьми?" Когда человек творческий, он сразу "загорается" и чувствуется огонек его любви. И третий вопрос: "Хотите ли вы стать учителем?" Если отвечают, что да, это моя мечта, значит, это наш человек. Если неуверенно: не знаю, посмотрю, как получится, с таким нашей школе не по пути".

Особая тема, конечно же, общественные дела Балакиной. Она член президиума областного совета женщин. А период с 1992 по 1997 годы прошел у нее под знаком депутатской работы в районном и областном Советах народных депутатов. С тех пор Железнодорожный район она знает до закоулочка, проблемы многих его жителей - тоже. Назубок выучила все школы, их нужды, возглавляя комиссию по образованию. К слову сказать, тогдашние депутаты действовали по принципу: "Хватит говорить. Начнем делать. Начнем с себя". Этот принцип она распространила на все жизненные обстоятельства.

Наш разговор с Юлией Николаевной подходит к концу. Она неторопливо собирает разложенные на столе фотографии своих учеников, вновь и вновь вглядывается в их лица, стремится как можно больше рассказать мне о себе, нет, о них. За окном желтыми листьями танцует осень. А я думаю: не за горами время, когда безликие номера школ уйдут в прошлое и все наши учебные заведения - и традиционные школы, и новомодные лицеи и гимназии - будут называться по именам их здравствующих творцов. 57-ю переименуют в школу Балакиной, и Юлия Николаевна с волнением будет встречать ребятишек у школьного порога: и ничего удивительного в том не будет, лишь справедливость и признание заслуг.

Татьяна БАРАНОВСКАЯ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МЭРА ГОРОДА РЯЗАНИ ОТ 20 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА ЗА № 2614 ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЕ БАЛАКИНОЙ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ "ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА РЯЗАНИ".

По материалам книги "ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА РЯЗАНИ"

← Назад к списку новостей