Экономика и бизнес Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Особенности развития малого и среднего бизнеса в пищевой промышленности

Правительство со слов главы МЭРТ Эльвиры Набуллиной оценивает долю всего малого бизнеса в ВВП страны в 15-17 %, Для примера: в развитых странах этот показатель превышает половину ВВП, а в Китае – и того более – 60%.
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) на конец 2008 года в России было зарегистрировано чуть более 280 тыс. предприятий, на которых трудились 6 217 млн. человек. Различные условия проживания народов, населяющих российскую федерацию, являются причиной неоднородности малого предпринимательства по регионам. Так доля малого предпринимательства в региональном ВВП Москвы достигает отметки 50 %, в северной столице – 40 %, в то же время в республиках Дагестан, Чечня, Тыва, Ингушетия количество предприятий этого сегмента чрезвычайна мала: не более 50 на 100 тыс. жителей.
Наиболее востребованной среди предпринимателей является сфера производства питания. Каждый четвертый рубль в российском малом бизнесе оборачивается именно в пищевой промышленности, которая представлена предприятиями рыбопереработки, мясомолочного направления, производства ликероводочной и пивной продукции, мукомольного комплекса, хлебопекарни, кондитерскими, комбикормового направления, производством приправ и соусов. Очевидным преимуществом является тотальная клиентская база, поскольку продукты питания и их ингредиенты относятся к категории постоянного спроса со стороны населения. Теоретически это создает отличные перспективы для развития малого бизнеса, на практике же – не всё так идеально. К сдерживающему фактору устойчивого роста этого вида деятельности являются огромные расстояния между центрами потребления (Россия занимает шестую часть земли, при населении в 4.6%), из-за этого малый бизнес вынужден ориентироваться строго на региональный спрос.
Данные, свидетельствующие об избыточном конкурентном давлении на пищевом рынке, отсутствуют, что, наряду с доступными исходными инвестициями (финансовыми и техническими), делает бизнес «на еде» привлекательным. Однако существуют барьеры, как для входа новых участников, так и для уже действующих бизнесменов. Это, прежде всего, кабальные процентные ставки и незначительные размеры банковского кредитования, чрезмерное администрирование (в том числе и налоговое), и главное –бонусная система продвижения товара в отечественных супермаркетах.
Конечно, все это становится проблемой государства, которое должно помочь «малым и средним» бизнесменам. Необходимо установить приемлемый процент в банковском кредитовании, избавить рынки сбыта от преувеличенных «дружеских» сделок, устранить бюрократические препоны.
Если говорить о уже существующих предпринимателей, то по оценкам ряда экспертов производительность труда на малых пищевых предприятиях вдвое превышает показатель крупных и средних фирм и компаний. Но «правила игры» вынуждают предпринимателей скрывать размеры и условия производства и использовать непрозрачные финансовые схемы, такие, как зарплата «в конвертах», взятки чиновникам, бонусы менеджерам торговых центров. Иначе им просто не выжить; порой добросовестные бизнесмены экономят на всём, в том числе и на санитарных мерах и качестве исходных ингредиентов, что, безусловно, сказывается на готовом продукте и вызывает справедливые нарекания. Источник: Портал об оборудовании "Equipnet.ru" http://www.equipnet.ruДата публикации: 6 ноября 2009 г.
6 ноября 2009