Экономика и бизнес Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Законом о торговле по-прежнему недовольны и сети, и производители

Законопроект о торговле, который депутаты Госдумы приняли 16 декабря во втором чтении, сделает ряд условий поставок более прозрачными, но не избавит поставщиков и торговые сети от проблем во взаимоотношениях. В итоге законопроектом недовольны как ритейлеры, так и поставщики, и пока неясно - выиграет ли потребитель, завили РИА Новости ряд ведущих отраслевых экспертов. "Законопроект очень и очень неоднозначный. Он нацелен на увеличение прибыли поставщиков и увеличение издержек сетей. И в этой ситуации непонятно, как законопроект отразится на потребителях. Хотя мы, конечно, предпримем все усилия, чтобы потребитель не почувствовал на себе негативных последствий действия документа", - сказал РИА Новости исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.
По его словам, в связи с принятием законопроекта, есть риск повышения цен, резкого сужения ассортимента продовольственных товаров. Также в документе есть преференции иностранным поставщикам - через запрет бонусов и ограничение премии за объем. От этого в первую очередь проиграют отечественные поставщики, добавил Белоновский.
"Конечно, среди последних поправок есть несколько "плюсов": убрали упоминание замороженных продуктов из нормы по ограничению отсрочек платежей, отменили ограничения по продаже товаров ниже их закупочной цены... Но по сравнению с остальными минусами, к сожалению, эти плюсы слишком малы", - продолжит представитель АКОРТа. Он также добавил, что нормы законопроекта отрицательно скажутся на франчайзинговых магазинах, принадлежащих малому бизнесу. При подсчете доли доминирования торговой сети на локальном рынке предполагается подсчитывать, согласно нормам закона, с учетом франчайзинговых компаний, которые работают под той же вывеской, что и "материнская" сеть. Это, в свою очередь, снижает привлекательности развития для сетей развития магазинов по франчайзингу.
Генеральный директор сети "Магнит" Сергей Галицкий подчеркивает, что если опираться на версию принятого во втором чтении законопроекта, в России начнут складываться далеко не самые лучшие условия для развития свободного бизнеса. "Ни в одной стране нет запрета на профессию, а у нас запрещается открывать новые магазины, оказывать качественные услуги, если они востребованы потребителями", - заметил он.
Президент Мясного союза Мушег Мамиконян отмечает, что в ряде случаев рынок станет более прозрачным. "Запрет на бонусы, а также ограничение скидки за объем позволит производителям, поставщикам более четко планировать свою стратегию работы - теперь можно будет просчитывать, какие условия предлагает та или иная сеть", - пояснил он. Также отмена бонусов и ограничение скидки сделает более прозрачной механизм ценообразования в сетях.
"Однако при этом сужается возможности рекламы товара в сетях, поэтому производителям придется переходить в другие, зачастую более дорогостоящие рекламные ресурсы, что могут позволить себе не все. Поэтому мелким производителям придется либо занимать определенные ниши, либо переходить на производство товаров для сетей под их собственными торговыми марками", - продолжил Мамиконян.
Помимо этого эксперт отметил, что в законопроекте есть положительная норма для малых магазинов, так как им разрешается открывать магазины не в разрешительном, а в уведомительном порядке.
"Проблемы есть даже не в самом законопроекте, а в пути, который он прошел. Сети старалась затормозить принятие этого документа... Теперь, когда запрещается ряд практик, сетям придется сейчас искать другие пути изъятия денег из поставщиков. И, возможно, они начнут мстить тем поставщикам, которые которое помогали создать законопроект. Может начаться новый виток конфронтации", - заключил Мамиконян.
Председатель совета директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" Давид Якобашвили также выразил обеспокоенность в отношении принятого законопроекта. "Законопроект, конечно, не может нравится всем. Нас он тоже во многом не устраивает. По многим вопросам в ходе обсуждения документа производители достигли договоренности с сетями, однако те, кто в итоге принимал решение, какие нормы должны войти в документ, нас не услышали. Например, в итоге в законопроект не вошла поправка, которая бы ограничивала продажу товара в рознице ниже закупочной", - сказал он.
По словам Якобашвили, это влечет за собой снижение конкурентоспособности малых розничных компаний, которые не смогут, в отличие от крупных торговых сетей, сильно снижать цены. "Также это ведет к дискредитации наших брендов и усилению позиций товаров под собственными торговыми марками сетей. Это нас сильно беспокоит", - добавил глава "Вимм-Билль-Данна".
Также, по его словам, производителей не радует и ограничение 10% скидки за объем, а также отмена других бонусов. "Мы против недобросовестных поборов, но и любые ценовые ограничения повлекут за собой развитие серых схем", - пояснил собеседник агентства. Как подчеркнул Якобашвили, было излишне распространять эти ограничения на дистрибьюторов.
"Сначала законопроект был задуман для развития торговли, а превратился в законопроект регулирования рынка продовольственных товаров. Мы все уже пережили очереди за колбасой, не хочется, чтобы это все вернулось в будущем", - сказал он. Источник: РИА Новости http://rian.ruДата публикации: 18 декабря 2009 г.
18 декабря 2009