Экономика и бизнес Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

У Росстата нет денег на 14-ю статью закона о торговле

Статья 14 закона о торговле, ограничивающая расширение сетей, доля которых превышает 25% муниципального рынка, может не заработать в срок, пишет газета «Коммерсант».
Как отмечает издание, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разработала и направила на согласование в Минэкономразвития проект методики расчета долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети. Методика предельно проста: доля торговой сети делится на общий объем розничной торговли продовольственными товарами на соответствующем рынке и умножается на 100%. Подобным образом предполагается рассчитывать долю торговой сети на рынке субъекта федерации, городского округа и муниципального района. С 1 февраля 2010 года вступает в силу закон N 381 «О торговле», принятый Госдумой 28 декабря 2009 года. Статья 14 закона (официально она должна начать действовать с 1 июля) содержит прямой запрет на расширение торговой сети, если ее доля превышает 25% на рынке субъекта РФ — «в том числе городского округа, муниципального района». Данная норма была предметом горячих споров на стадии обсуждения законопроекта. Торговые сети были готовы согласиться с ограничением в рамках субъекта РФ, так как, за исключением Санкт-Петербурга, ни одна сеть не получила столь высокой доли регионального рынка. В границах городского округа или муниципального района ситуация принципиально иная — первый же супермаркет может превысить пороговое значение, заблокировав развитие сети. Однако, несмотря на возражения ритейлеров, соответствующая норма была оставлена в законе.
Второй проблемой, стоящей на пути реализации данной нормы, было отсутствие муниципальной статистики. В настоящее время Росстат имеет лишь статистику по регионам. Эта проблема также поднималась в ходе обсуждения законопроекта в правительстве, итогом стало поручение ФАС и Росстату подготовить соответствующую методику оценки долей ритейлеров на рынках городских округов и муниципальных районов. ФАС первой выполнила поручение, указав в проекте, что «показатель формируется на основе официальной статистической информации территориальных органов Федеральной службы государственной статистики».
Вчера в Росстате не смогли официально прокомментировать, на какой стадии находится работа по формированию базы муниципальной статистики ритейла. Источник в ведомстве пояснил «Ъ», что краеугольным камнем остается вопрос финансирования таких работ. «Росстат занимается таким направлением, как муниципальная статистика, соответствующие методики имеются, но у Росстата нет денег, чтобы организовать такую работу в каждом муниципалитете. Эта работа может быть организована лишь после того, как будет решен вопрос о том, кто платит», — заявил «Ъ» источник в ведомстве, пояснив, что если региональные территориальные органы финансируются из федерального бюджета, то муниципальная статистика должна финансироваться из бюджетов муниципалитетов, которые вряд ли обрадуются росту расходов.
В ФАС полагают, что проблема решаема. «Муниципальная статистика — это приводной ремень закона, без него он просто не будет работать. Если мы не решим эту проблему, то дискредитируем закон», — полагает заместитель главы управления контроля ФАС в социальной сфере и торговле Михаил Федоренко. По его словам, проблему можно решить с минимальными затратами — у Росстата есть разные методики, различающиеся как глубиной выборки, так и стоимостью. И этот вариант больше всего пугает сети.
«Самый плохой вариант — если финансирования никакого не будет, а цифры будут браться с потолка людьми, не имеющими соответствующей квалификации», — полагает исполнительный директор ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. По его словам, методика должна оценивать не долю сети в продажах какого-либо продукта, а долю продаваемого сетью продукта в его потреблении. Это особенно актуально в России, где до 80% потребляемых населением овощей выращивается на приусадебных участках и не проходит через торговые сети. По словам Белоновского, если объем продаж сети составляет ничтожную долю в потреблении, то говорить о ее рыночной власти «просто абсурдно», даже если она является единственным продавцом на рынке. Источник: ИА "Росбалт" http://www.rosbalt.ruДата публикации: 1 февраля 2010 г.
12 февраля 2010