Экономика и бизнес Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Итоги анализа ОПОРЫ национальной инновационной системы

ОПОРА РОССИИ проанализировала национальную инновационную систему вРоссии. Об итогах этого анализа сообщил на Форуме ОПОРЫ РОССИИ президент организации Сергей Борисов. В рамках исследования «Конкурируя за будущеесегодня: новая инновационная политика для России» авторами исследованиябыли опрошены ключевые группы участников инновационного процесса вРоссии. Респондентами выступили ведущие российские учёные, руководителималых и средних инновационных российских компаний, а также средних икрупных российских компаний. Также были учтены результаты опросовнаселения России и российских учёных, которые уехали работать за рубеж.
В рамках анализа первой группы факторов «Образование и таланты»,занимающей в системе долю в 25%, выяснилось, что по уровню затрат наобразование в системе госрасходов Россия находится на уровне Чили,Турции, Южной Кореи, Индии, значительно уступая лидерам – Израилю,Финляндии, США. Отсюда – соответствующий уровень знаний россиян. А также устойчивый дефицит кадров. Треть опрошенных учёных испытывают нехваткусотрудников. Еще проблемы: молодежь не идет в науку, а также наблюдается активный отток российских ученых за рубеж.
При этом ученые крайне негативно оценивают систему финансированиянаучной деятельности, отмечают низкую компетентность конкурсных комиссий
Что касается результатов анализа факторов, связанных с коммерциализацией в России (доля в инновационной системе - 10%), в ходе исследованиявыяснилось, что только четверть опрошенных учёных пыталиськоммерциализовать результаты интеллектуальной деятельности, а результата достигли только 4%.
При этом коммерциализация, как правило, осуществляется за собственныесредства или средства знакомых, а привлечение финансирования остаетсясерьезной проблемой не только для инновационного малого бизнеса, но идля всего малого и среднего бизнеса, особенно на стадии старта.
Также бизнес испытывает острый дефицит инфраструктуры, но дляинновационных малых компаний - это ещё более серьезный барьер: нехватает центров передачи технологий, бизнес-инкубаторов, научных парков.
Спрос, на долю которого приходится 15%, складывается из готовностиэкономики и, в первую очередь, крупных и средних компаний покупать изаказывать инновационные продукты и решения, спроса населения ипотребностей государства. «Очень показательно, как «в ответ» на запускСоветским Союзом первого искусственного спутника Земли США создалиАгентство по перспективным оборонным разработкам (DARPA) для обеспечения лидерства США в сфере научных разработок», - напомнил Сергей Борисов.Между тем, по его словам, в России нормы закона о госзакупках нераспространяются на сферу обороны и безопасности. В итоге - значительное пространство для злоупотреблений с поставками стандартной дешевойпродукции по завышенным ценам.
В рамках четвертой группы факторов - Инфраструктура и кластеры (20%) –60% опрошенных отметили проблемы с доступностью инфраструктурныхобъектов – как помещений, так и специализированных услуг (маркетинг,бизнес-услуги). Есть проблемы в сфере защиты и охраны интеллектуальнойсобственности, 2/3 малых инновационных компаний - респондентов указалина непроработанность законодательства в этой сфере. По-прежнемусохраняются проблемы с системой регулирования экспортавысокотехнологичной продукции, а также с патентованием и внедрениеммеждународных стандартов качества.
Оценка инновационного потенциала компаний, на долю которого отводится20% инновационной системы, показала, что доля затрат компаний на НИОКР в ВВП в России в 2007 году составила 0,72%. «Это больше, чем в Украине иБеларуси, в Турции, Чили или Бразилии, однако это почти в 1,5 разаменьше, чем в Китае», - уточнил президент ОПОРЫ. А по уровню способности к заимствованию и адаптации технологий, по данным Всемирногоэкономического форума, в этом российские компании серьезно отстают дажеот Казахстана и Украины.
Наконец, анализ группы факторов «Институты и эффективностьгосударственного управления», «отвечающих» за 10% инновационной системы, продемонстрировал низкую оценку малого инновационного бизнесаэффективности госполитики в области науки, технологий и инноваций. Какпоказали результаты инновационного исследования ОПОРЫ, улучшений в этойсфере бизнес ожидает, в первую очередь, в техническом регулировании,инфраструктуре, усилении защиты интеллектуальной собственности,повышении эффективности системы государственных закупок, а также вувеличении финансирования НИОКР. Источник: "Опора России" http://www.opora.ruДата публикации: 24 марта 2010 г.
24 марта 2010