Экономика и бизнес ОФОРМЛЕНИЕ ПРОПУСКА НА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЕ ПРОПУСКОВ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Карта торговых объектов Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Торговлю ограничат квадратами

На каждую тысячу россиян должно приходиться как минимум по 521 кв мторговых площадей. Так считает Минпромторг РФ. Больше – можно, меньше –нет. Региональные власти должны будут стимулировать развитие местнойторговли, чтобы достичь целевых нормативов Минпромторга. Эксперты опасаются перекосов в сторону некоторыхсегментов рынка и сетевых форматов. То есть открыл один автосалон –закрывай двадцать булочных
Минпромторг РФ разработал нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми площадями. Ориентируясь на них, российским регионам предстоит к концу текущего года разработать программы развития торговли и схемыразмещения нестационарных торговых объектов. Методика их составлениятакже имеется у Минпромторга.
Пока оба документа только в проекте. Но в июле их предполагается уженаправить на утверждение правительства РФ. В Минпромторге считают, чтона каждую тысячу россиян должно приходиться как минимум 159 кв мплощадей, где торгуют продовольственными и 362 кв м, где торгуютнепродовольственными товарами. То есть в общей сложности обеспеченностьторговыми площадями должна составлять 521 «квадратов» на тысячу жителейРФ.
Эти показатели базовые. Каждый регион и даже муниципалитет долженпосчитать индивидуальные целевые ориентиры, учитывая местный оборотрозничной торговли на душу населения, стоимость фиксированного наборапотребительских товаров и услуг, уровень доходов населения и т.д.
Превышать целевые показатели можно. Если же регион не дотягивает дорасчетных нормативов, то местные власти должны будут учесть это припостроении программ экономического развития и стимулировать бизнес.
Нормативы вступят в силу в 2011 году и будут пересматриваться не реже,чем раз в пять лет.
Сейчас в крупных российских городах обеспеченность торговыми площадями в разы выше, чем базовые нормативы Минпромторга. Например, в Москве натысячу жителей приходится около 700 кв м, в Петербурге – около 980 кв м, в Екатеринбурге – 1020 кв м, в Ростове-на-Дону – 733 кв м.
И эксперты отмечают, что замерший было в начале кризиса рынок постепенно оживает: размораживаются стройки торговых комплексов, появляются дажезаявления о новых проектах. Например, по данным Комитета экономическогоразвития, промышленной политики и торговли Петербурга, торговая сетьсеверной столицы с начала года пополнилась 15,6 тыс новых магазинов. Изних почти половина – точки по продаже товаров массового спроса в формате «у дома» (свыше 6,5 тыс магазинов).
Сами торговцы по-разному относятся к инициативам властей порегламентации рынка. Член совета директоров ГК «Виктория» (торговые сети «Квартал/Дешево», «Виктория») Николай Власенко не видит необходимости в дополнительном регулировании рынка, так как «любая дополнительная мерабудет только увеличивать коррупцию и госиздержки».
Председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынкаСанкт-Петербурга Алексей Третьяков считает, что без целевых ориентиров в этом вопросе не обойтись. Если торговых площадей в конкретной местности не хватает, значит, администрация должна принимать меры, стимулирующиеразвитие торговли.
Дело не столько в количестве торговых площадей, сколько в возможностиотовариться в магазине рядом с домом по приемлемым ценам. Петербург,например, такой возможностью похвастаться не пока может. Еще вопрос – на чем основаны нормативные расчеты. «В Петербурге аналогичные нормативыбыли разработаны еще несколько лет назад. Но как они высчитывались –непонятно. Например, по данным КЭРППиТа, Петроградский район былобеспечен торговыми площадями на 700%. Но мы же знаем, что наПетроградке негде хлеба купить», - говорит Алексей Третьяков.
Некоторые специалисты опасаются монополизации рынка сетевымигипермаркетами. Они напоминают, что сетевики развиваются в основном засчет привлечения кредитов, а потому не выдержали испытания кризисом, игосударству в 2008-2009 годах пришлось выделять бюджетные средства,чтобы решить их проблемы с погашением кредитов.
«С одной стороны, рынок безусловно ориентируется на покупательскийспрос, когда речь идет об открытии новых магазинов. С другой стороны,наличие такой методики, которую предлагает Минпромторг, упрощает диалогбизнеса с властью и снижает его издержки. Если, к примеру, какая-токомпания хочет построить магазин, то чиновники уже не смогут сказать: унас здесь уже есть одна торговая палатка - и хватит. Так что сама идеянормативов обеспеченности торговыми площадями – хорошая», - рассуждаетдиректор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний итоваропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.
По его мнению, не стоит опасаться монополизации рынка. Очевидно, чтоникто не поедет за буханкой хлеба в гипермаркет, а предпочтет небольшоймагазин у дома. Точно так же, как потребителю удобнее закупать товарыпервой необходимости на неделю в гипермаркете, а не в маленькой палатке. Так что у каждого формата своя ниша, и они друг другу не конкуренты.
«К тому же, при всем уважении к малому бизнесу, сетевая торговля насегодняшний день - наиболее цивилизованный вид торговли. Ипрепятствовать ее развитию неправильно. Хотя бы таком отношении: вслучае чего, проще судиться с крупной торговой сетью, чем с ларьком. Вомногих сегментах сетевая торговля у нас развита довольно слабо.Например, продажа книг, детских товаров, строительных материалов.Согласитесь, что вы пойдете покупать бытовую технику и электронику не на рынок или в маленькую палатку, а в известную торговую сеть. Там исервис лучше, и качество обслуживания выше», - говорит Гуськов. Источник: БН.ру http://www.bn.ruДата публикации: 19 июля 2010 г.
19 июля 2010