В период ликвидации компании, применяющей упрощенку, в налоговую инспекцию была предоставлена уточненная декларация за предшествующий год по УСН с указанием суммы к уплате 89 тысяч рублей. Согласно первичной декларации сумма к уплате составляла 0 рублей.
Однако по уточненке компания не уплатила налог в бюджет. Налоговики направили фирме требование об уплате, а она обратилась в суд с заявлением о признании недействительным этого требования (дело № А12-16429/2013). По мнению заявителя, требование выставлено в нарушение норм действующего законодательства после принятия решения о ликвидации организации и по истечении трех месяцев с момента выявления недоимки.
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, отметив доказанность факта неисполнения обязанности по уплате налога. Ни нормы НК, ни нормы ГК не содержат положений об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать налоги. В частности, в статье 44 НК начало ликвидации фирмы не указано в качестве основания для прекращения данной обязанности.
В действиях ИФНС судьи не усмотрели нарушений регламента по взысканию налога, который установлен НК. Наоборот, в случае, если требование не будет выставлено, налоговая автоматически теряет право на последующее взыскание задолженности в судебном порядке.
Несостоятельным признан судами и довод компании о том, что налоговым органом пропущен срок направления требования. Пропуск трехмесячного срока со дня выявления недоимки не приводит к признанию требования недействительным, а также не лишает ИФНС права на взыскание налога в пределах срока, установленного НК. Такой вывод содержится и в постановлении пленума ВАС от 28.02.2001 № 5.