На железной дороге задача безопасности движения является одной из важнейших. Особую актуальность вопросы обеспечения безопасности приобретают в конце августа - начале сентября, когда заканчиваются школьные и студенческие каникулы, сезон летних отпусков, и колоссальный людской поток заполняет пригородные и дальние поезда.
Очевидно, что в вопросах безопасности движения самое главное - понимание пассажирами того факта, что железная дорога в силу своих технических особенностей - зона повышенного внимания.
Что же необходимо знать и всегда помнить?
Хождение по путям в неустановленных местах - самое распространённое нарушение на железнодорожном транспорте. Известно, что неожиданное появление человека на путях или под стоящим составом может привести к несчастному случаю и нарушению движения.
Машинисты поездов обладают огромным опытом и тщательно проинструктированы на случаи аварийных ситуаций, но даже их профессионализм и автоматическая реакция не смогут заставить многотонный состав остановиться за доли секунды.
Тормозной путь поезда варьируется от 33 до 1000 м, мгновенная остановка невозможна. Поэтому переходить пути рекомендуется лишь в специально предназначенных для этого местах, обязательно под прямым углом к направлению путей, не наступая на рельс. Стрелочный перевод - запрещенное для перехода место, предугадать режим работы стрелки человеку неосведомлённому невозможно.
При пересечении путей ни в коем случае нельзя выдвигаться на железнодорожное полотно сразу после проследования поезда: важно убедиться в отсутствии встречного состава, для чего требуется дождаться, когда хвостовой вагон поезда удалится из пределов видимости.
Человек, оказавшийся между движущимися поездами, рискует вдвойне: сила воздушного потока, создаваемого составами, достигает 16 тонн.
Неподвижные вагоны неподвижны лишь на первый взгляд. Подходить к ним ближе, чем на 5 метров нельзя - любой вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую минуту. Категорически запрещено находиться под стоящим или, тем более, перемещающимся подвижным составом.
Если человек не может избежать следования по рельсовому полотну, то идти в колее попутного направления недопустимо: отвлекаясь только на встречный поезд, человек может не услышать сигналов нагоняющего сзади попутного состава.
Существуют определённые правила поведения на станционной территории, нарушение которых крайне опасны. Не разрешается вплоть до посадки в стоящий вагон заступать за ограничительную линию на платформе, а тем более прыгать с платформы или забираться на неё с путей.
При посадке в электропоезд пассажир должен осознавать, что принудительное открывание входных дверей, проход в двери в моменты их автоматического открывания или закрытия недопустимы, ведь давление сжатия дверей эквивалентно 8 атмосферам, а падение из движущегося на большой скорости поезда "несовместимо с жизнью". Столь же опасно и так же недопустимо высовываться из окон вагона.
Особое внимание следует уделить информации о контактной сети. Напряжение в проводах чрезвычайно высокое: от 3.5 до 27500 вольт (для сравнения: дома в электропроводке - 220 вольт). Сильный ожог от контактного провода может произойти на расстоянии менее чем 2 метра.
Администрация города Рязани и Московская железная дорога обращается ко всем пассажирам с убедительной просьбой не экономить время в ущерб самим себе и соблюдать Правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте.