Информационные разделы Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Главное в работе - социальные ориентиры

Главное в работе - социальные ориентиры


Деятельность органов местного самоуправления многогранна: на нее распространяет влияние бюджетное, налоговое, жилищное, градостроительное, земельное законодательство. По мере совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти с момента принятия 131-го ФЗ этот блок менялся достаточно активно, так как именно на практике выявляются пробелы и нюансы, требующие дальнейшей доработки. О результатах проведенной работы и перспективах развития системы местного самоуправления в Рязани рассказал глава администрации города Олег Владимирович Шишов

 

 

 – В сформировавшейся за последнее десятилетие вертикали власти, в которую выстроены, в том числе, и органы местного самоуправления – муниципалитетам отводится особая роль. Президентом нашей страны и Правительством РФ задача дальнейшего развития муниципалитетов названа в качестве одного из стратегических направлений экономического роста государства.

Могу сказать, что построению действующей системы местного самоуправления в городе Рязани предшествовала серьёзная подготовительная работа по приведению муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с новым федеральным законодательством в области местного самоуправления и достаточному финансовому обеспечению мероприятий, сопутствующих практической реализации муниципальной реформы. За прошедшее с момента принятия 131-го Федерального закона время нами сделан анализ проблем, разработана концепция его реализации на территории города, утвержден план мероприятий.

И вот что отрадно, все позитивное, что происходит в городе, так или иначе связано с улучшением комфортности жизни людей, развитием человеческого потенциала.

Своевременно и с учетом требований градостроительного и земельного законодательства проведена работа по разграничению и уточнению имущества в соответствии с разделением полномочий между муниципальным образованием и субъектом РФ. В настоящее время процесс безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в государственную и областную продолжается. Определены границы и статус муниципального образования - Рязани присвоен официальный статус столицы области. Устав города и ряд других нормативных актов приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства, реализуется принятый еще в 2007 году генеральный план развития города, утверждены правила землепользования и застройки.

В тоже время ввиду ограниченности в собственных средствах возникают проблемы по исполнению возложенных на муниципалитет полномочий в сфере строительства дорог и жилья малоимущим гражданам, обновления подвижного состава общественного транспорта, ремонта жилищного фонда и объектов социальной сферы. Чтобы решить эти и другие задачи муниципалитет участвует в федеральных и региональных программах.

За счёт средств Государственной корпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ Рязанской области оказывается финансовая поддержка капремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья, которые выделяются в рамках реализации федерального закона № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В прошлом году по двум заявкам приняты положительные решения по капитальному ремонту 48 многоквартирных домов Рязани на сумму более 278 млн. рублей; в текущем году в программу включены 93 дома, на финансирование которых выделено более 460 млн. рублей. В рамках реализации адресной программы Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Рязани предусмотрено расселение 61 дома, обеспечено финансирование на сумму более 450 млн. рублей. Сегодня перед муниципалитетом стоит задача по проведению в полном объеме всей работы по данному направлению.

Поскольку в текущем году в рамках целевых программ из областной казны муниципальному образованию выделены дополнительные средства на ремонт городских дорог и обновление подвижного состава предприятий общественного транспорта, администрация города также предусмотрела аналогичные расходы с привлечением средств из регионального и федерального бюджетов.

Реализация 131-го федерального закона - задача сама по себе для местной власти нелегкая, совпала с финансово-экономическим кризисом. Поэтому нам приходится отрабатывать механизмы взаимодействия всех уровней власти в преодолении его последствий. Это еще и возможность провести анализ скрытых резервов, по-новому взглянуть на наши территории, оптимизировать управленческие решения, мобилизовать человеческие ресурсы.

Для стабилизации социально-экономической ситуации разработана и действует программа антикризисных мер правительства РФ, в которой систематизирован комплекс мер по поддержке субъектов и муниципалитетов. В области и городе ведется оперативный мониторинг ситуации, складывающейся на предприятиях и в организациях, в сфере строительства, малого предпринимательства, розничной торговли. В целях трудоустройства граждан составлен перечень общественных работ, предоставляемых муниципальными предприятиями и учреждениями, на базе которых можно задействовать более двух с половиной тысяч рязанцев. При этом население через средства массовой информации информируется о ситуации на рынке труда, наличии вакансий и о проводимых мероприятиях, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.

Несмотря на возникшие трудности, главное не потерять созданный в минувшие годы потенциал. В этой связи в деятельности муниципалитета на первый план выходит бюджетная эффективность и рациональное вложение бюджетных средств. Как вы знаете на всех уровнях - от правительства Российской Федерации и Рязанской области до муниципалитетов приняты решения о корректировках бюджетов. Основные статьи секвестра - уменьшение расходов на содержание административно-управленческого персонала и затрат инвестиционного характера.

Речь, конечно, не идет о затратах на обеспечение социальной сферы, которые занимают 69% от всех расходов в структуре городского бюджета. Основные усилия администрации направлены на обеспечение текущих потребностей бюджетной сферы и социально-значимых мероприятий в городском хозяйстве и социальной сфере. Так, у нас продолжается реализация 18 муниципальных целевых и 10 ведомственных программ, на исполнение которых в текущем году планируется направить более 3,6 млрд. рублей финансов из бюджета и внебюджетных источников.

В рамках мероприятий по оказанию помощи рязанцам, находящимся в трудной жизненной ситуации, сохранены ассигнования по муниципальной программе «Обеспечение дополнительными мерами социальной поддержки и помощи для отдельных категорий граждан на 2008-2010 годы». На прежнем уровне остались и расходы по дополнительному увеличению мест в детских дошкольных учреждениях, на питание учащихся и на обеспечение молочными продуктами детей, на реализацию программы «Молодежь Рязани», на финансовую поддержку займов на приобретение и строительство жилья в рамках действующих городских ипотечных программ «Молодой семье - доступное жильё», «Социальная ипотека», «Муниципальная ипотека.

Сегодня, когда весь мир и наша страна переживают глобальный финансовый кризис, решающее значение приобретает долгосрочное планирование. Ведь мы живем, чтобы развиваться. Для этих целей в 2008 году был разработан План стратегического развития Рязани до 2020 года. Подготовка документа осуществлялась с учетом изменившихся экономических условий. В этом смысле «Стратегия-2020» вполне может стать антикризисной, поскольку концепция ориентирована на устойчивое и комплексное развитие городской территории, на качественное изменение экономики и социальную поддержку наиболее нуждающихся слоев населения. При этом, отчетливо представляя свое будущее, муниципалитет может рассчитывать на дополнительные государственные финансовые гарантии.

Для реализации всего задуманного нам предстоит задействовать новые факторы роста, прежде всего, связанные с развитием человеческого потенциала, модернизацией социальной сферы, стимулированием инноваций. Тот же 131-ый ФЗ предусматривает возможность межмуниципального сотрудничества, разработки планов комплексного развития муниципальных образований. Рязань - член Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. Сотрудничество под эгидой МАГ дает возможность руководителям городов России и стран СНГ решать общие для многих проблемы - объединенными усилиями, чтобы работать не отдельными точками, а созвездиями городов. Это уже принципиально новый уровень межмуниципального, межрегионального сотрудничества.

В Рязани создаются стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений. Руководствуясь Указом Президента России, устанавливающим критерии оценки работы органов государственной власти субъектов Федерации, мы приступили к разработке концепции оценки эффективности деятельности муниципалитета. Для повышения качества социально-научной экспертизы и результативности муниципального управления подписано соглашение о сотрудничестве с президентом Общероссийской общественной организации «Общественная Российская Академия социальных наук» академиком РАН Геннадием Осиповым.

Специалисты Академии социальных наук будут проводить анализ социально-экономических, социокультурных, экологических проблем, а также исследования в области эффективности муниципального управления и коррупции. Намечены мероприятия и по повышению квалификации работников администрации. Сотрудничество со столь авторитетной организацией я бы оценил как важный, перспективный и нужный шаг нашей работы. Это поможет нам научиться анализировать динамику развития Рязани, чтобы на основании этого привлекать на территорию финансирование и новые проекты.

Причем по масштабам инвестиционной деятельности позиции Рязани выглядят прочнее многих региональных столиц. По недавно приведенным оценкам американского финансово-экономического журнала «Форбс» Рязань значится в числе тридцати лучших городов для ведения бизнеса - в общем зачете мы на 19 месте. По таким показателям как устойчивость к кризису и комфортность ведения бизнеса наш город отнесен экспертами на 11 позицию. По покупательской способности населения - на 16 место.

Обеспечить дополнительную занятость граждан и рост производства во всех сферах экономики можно укреплением малого и среднего предпринимательства. Среди мероприятий, способствующих интенсивному развитию малого бизнеса - устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка, создание льготного режима налогообложения. Если говорить о Рязани, то в текущем году для предпринимателей оставлен на прежнем уровне коэффициент К 2, применяемый при расчете сумм единого налога на вмененный доход; на уровне 2007 года сохранена базовая ставка за аренду муниципального имущества, которая является одной из самых низких в Центральном федеральном округе. Предпринимателям разъясняются их права по части льготной приватизации муниципального имущества в соответствии со 159-м Федеральным законом, оказывается помощь по размещению на территории города торговых объектов для реализации сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей, организуются ярмарки выходного дня.

Конечно нам еще предстоит завершить разграничение муниципальной собственности, разработать проекты планирования территорий отдельных районов и центра города, а главное - решить вопросы соответствия финансовых возможностей полномочиям местного самоуправления и проблемы формирования и использования муниципальной собственности и земли. По моему мнению, часть налога на прибыль и имущество юридических лиц следовало бы закрепить за муниципалитетами. Это повысит заинтересованность органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии своих территорий, в том числе, предпринимательства, промышленности, инновационных производств.

Помимо этого, требуется решить массу организационно-материальных вопросов, поскольку сегодня на инвентаризацию, регистрацию, постановку на государственный учет имеющейся недвижимости, межевание земельных участков и формирование их кадастра в полном объеме финансовых средств нет. Многие объекты (инженерные, тепловые коммуникации, жилищный фонд) зачастую не имеют даже первичной документации, передаются в крайне неудовлетворительном состоянии.

Недостаточность финансирования, несовершенство бюджетного и налогового кодекса - далеко не основные проблемы в реализации 131 ФЗ. В моем понимании эффективной модель местного самоуправления может стать только в случае оптимального взаимодействия муниципальных органов власти с представителями городского сообщества. Работа на местах неразрывно связана с вышестоящими ветвями власти, но и, прежде всего, с людьми, и любыми другими общественными формами местного самоуправления и объединения граждан - ТСЖ, ТОСами, уличными комитетами. Задача руководителя муниципального образования как раз и заключается в налаживании эффективных и доверительных механизмов обратной связи между представителями общественности и властью регионального и федерального значения.

Могу сказать, что в Рязани местное самоуправление сумело заявить о себе, как о серьезном ресурсе развития, в том числе, с помощью привлечения населения к реализации муниципальных целевых программ, благоустройству, организации досуга по месту жительства, поддержанию правопорядка. Собственно говоря, 131-й и 184-й Федеральные законы принимались для того, чтобы максимально вовлечь граждан в систему управления делами государства и сделать власть более прозрачной, понятной и ответственной.

Однако сегодня такие демократические институты недостаточно развиты: еще существует определённая инертность и недостаточная включенность жителей в процессы жизнедеятельности города. Поскольку перспективы местного самоуправления - непосредственно за ТОСами, но для этого необходимы соответствующие изменения в общественном сознании. Здесь, на мой взгляд, точки приложения наших сил в дальнейшей работе.

 

 

 

 

 

 


22 июля 2009