Информационные разделы Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Качество и доступность услуг - прежде всего

Качество и доступность услуг - прежде всего

Переход на автономию повышает ответственность руководителей учреждений, оптимизирует управление денежными потоками и потребительские свойства оказываемых населению услуг - так считает глава администрации города Рязани О. В. Шишов. Наш собеседник делится опытом применения механизма АУ в муниципальном образовании, а также рассказывает об узких местах, возникающих в работе автономных учреждений.

- Олег Владимирович, когда бюджетные учреждения Рязани начали переходить в автономию? Сколько АУ работает в городе в настоящее время?

- После того, как на федеральном уровне был принят Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ) и все необходимые нормативно-правовые акты, мероприятия по подготовке к применению этого механизма начались и в Рязанском регионе. Итогом преобразований стало создание осенью 2007 года первого автономного учреждения Рязани. В 2008 году у нас функционировало шесть автономных учреждений, которые были сформированы путем изменения типа существующих муниципальных учреждений. В настоящее время в городе работают восемь АУ.

- Расскажите о новациях в области формирования локальной правовой базы - в частности, об освобождении автономных учреждений от уплаты некоторых видов налога. Что побудило пойти на такой шаг?

- При регулировании деятельности автономного учреждения задача муниципалитета в лице учредителя - организация эффективного менеджмента в каждом из АУ. Поскольку любое АУ предоставляет отдельные муниципальные услуги для населения как на основании заданий учредителя, так и на коммерческой основе, при определении видов деятельности, финансируемых за счет бюджета, необходимо четко соблюсти баланс интересов социально незащищенных слоев населения. Согласитесь, что у разумного учредителя отношение к такому учреждению должно быть достаточно гибким. А в чем выражается гибкий подход? В первую очередь в создании необходимых стимулов для развития учреждения и условий, способствующих ослаблению налогового бремени, укреплению кадровой и материально-технической базы.

Для того чтобы ускорить процесс, связанный с применением механизма автономных учреждений, мы в 2008 году решением Рязанской городской Думы освободили автономные учреждения от уплаты земельного налога. Более того, в Рязанскую областную Думу было направлено обращение об освобождении автономных учреждений от транспортного налога и налога на имущество. В 2009 году субъект РФ предоставил автономным учреждениям социальной сферы льготы по данным налогам1.

В переходный период, когда на законодательном уровне еще недостаточно отработаны механизмы функционирования автономных учреждений, эти меры дали АУ возможность стать более самостоятельными в плане обеспечения оперативности управленческих решений, повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. Все эти компоненты в целом позитивным образом влияют на улучшение потребительских свойств оказываемых населению услуг.

- Изменились ли после перехода бюджетных учреждений на автономию взаимоотношения между учредителем и подведомственными АУ?

- Автономное учреждение - это своего рода модернизированная версия бюджетного учреждения. Первое, как и второе, выполняет социально значимые функции в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, но в то же время наделяется гораздо большей финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью, нежели бюджетное учреждение, у АУ значительно расширяются источники финансирования текущей деятельности, в том числе и за счет привлечения инвестиций, кредитов.

Поясню мысль о модернизированной версии. Во-первых, автономное учреждение, как и бюджетное, сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования. Во-вторых, имущество АУ также находится в собственности учредителя, то есть в муниципальной собственности. Правда, у руководителя АУ появляется возможность самостоятельного распоряжения частью закрепленного за учреждением имущества, которое не отнесено к особо ценному движимому. В-третьих, муниципалитет в лице учредителя фактически сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя АУ (аналогичные отношения выстраиваются и с бюджетным учреждением). При этом рычаги воздействия учредителя на автономное учреждение, которое, например, не выполняет установленных параметров качества услуг, продолжают носить исключительно административный характер. Как максимум учредитель может поменять директора АУ (то же самое - с бюджетным учреждением). Так что статус учреждения принципиальным образом не меняет взаимоотношений с учредителем. При этом с введением новых институтов, характерных для коммерческих организаций (таких, как обязательный аудит), у автономных учреждений несколько меняется отчетность, но ее объем не уменьшается.

- Расскажите о практике формирования муниципального задания. Как в разных областях социальной сферы определяется нормативная стоимость услуги?

- Благодаря установлению для учреждения задания, содержащего параметры и конкретные требования к оказанию услуг, учредителем и главным распорядителем бюджетных средств задается определенная планка по эффективности использования ресурсов. В 2008 году, когда учреждения Рязани только начинали переход в автономию, стоимостная часть муниципального задания формировалась программным методом. Потом мы сделали еще один шаг вперед: к настоящему времени утверждены норматив подушевого бюджетного финансирования дошкольного образования и норматив финансирования содержания бассейна в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Все остальные нормативы пока находятся на стадии согласования.

В свою очередь задание по обеспечению населения услугами в сфере культурно-досуговой деятельности планируется рассчитывать программным методом в расчете на одно мероприятие (занятие). Если мероприятие стационарное, к расчету будет добавляться норматив финансового обеспечения содержания учреждения на один натуральный показатель.

- Каким образом отслеживается эффективность выполнения муниципального задания и эффективность деятельности АУ в целом?

- Это происходит на основании отчета автономного учреждения о выполнении муниципального задания (представляется не реже одного раза в квартал). По результатам анализа полученных данных и при необходимости повысить эффективность деятельности конкретного АУ учредитель дает рекомендации. Они касаются улучшения показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг, и требований к отчетности автономного учреждения о выполнении задания.

Со вступлением в силу Закона № 174-ФЗ форма финансовой отчетности АУ стала проще. Если раньше финансирование шло строго по смете и учреждение было заинтересовано в том, чтобы расходовать деньги по максимуму, зачастую не заботясь об эффективности, в новой системе деньги поступают через субсидии на выполнение конкретного задания. То есть здесь четко прописано все, что учреждение должно выполнить, а также результат, который должен быть получен.

Преимущество перехода на автономию в том и состоит, что не нужно следовать всем статьям сметы. Сэкономив деньги, например, на потреблении электроэнергии, АУ могут потратить их на собственные нужды. А средства, которые не израсходованы в текущем году, можно перенести на следующий. Все это побуждает руководителя и сотрудников самостоятельно формировать имидж учреждения, определять на должном уровне педагогическую и кадровую политику, а в итоге - быть конкурентоспособными. Надо ли доказывать, что подобные действия ведут к более эффективному хозяйствованию, что в свою очередь способствует повышению качества оказываемых услуг.

- Нужно ли, на ваш взгляд, распространять контроль на внебюджетную деятельность АУ? В каком виде он должен быть?

- Автономные учреждения в отличие от бюджетных самостоятельны в принятии управленческих решений: в части распоряжения внебюджетными средствами, управления персоналом, политики в сфере оказания платных услуг. К примеру, руководитель АУ привлекает денежные средства за счет оказания дополнительных платных услуг и имеет возможность направлять доходы на повышение оплаты труда работников (подчеркнем, что по закону учреждение может предоставлять платные услуги только сверх установленного муниципального задания).

Для контроля за внебюджетной деятельностью вполне достаточно иметь наблюдательный совет АУ, который является независимым от руководителя органом и осуществляет (с привлечением в его состав общественности, трудового коллектива) контрольно-надзорные полномочия в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Здесь главное - чтобы контроль начинался именно с принятия решения о том, куда потратить средства.

Польза от такой работы наблюдательного органа очевидна: это позволяет повысить открытость и прозрачность деятельности учреждения. Тем более что Законом № 174-ФЗ предписано размещение в сети Интернет важнейших документов о финансово-хозяйственной деятельности организации, о крупных сделках АУ, информации о заработной плате руководителя и работников.

- Проводит ли муниципалитет мониторинг качества услуг, предоставленных автономными учреждениями?

- Да, мы проводим мониторинг. Своевременное представление информации о том, как реализуется правовой акт, какие сложности возникают на этом пути, позволяет выработать меры для оперативного исправления ситуации. Это условие очевидно. Поэтому на муниципальном уровне постановлениями главы администрации г. Рязани утверждены следующие нормативные акты: стандарты качества муниципальных услуг, положение о порядке проведения оценки соответствия качества, положение о порядке формирования, размещения и контроля исполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ).

Согласно данным документам показатели, характеризующие качество предоставляемых услуг (индикаторы качества), являются составной частью муниципального задания автономных учреждений. Контроль за исполнением муниципального задания осуществляется главными распорядителями бюджетных средств не реже одного раза в квартал.

- Какие сложности, узкие места возникают сегодня в работе АУ? Находят ли они решение?

- Одна из проблем, которой мы сегодня плотно занимаемся, - наличие на территории (площадях) автономных учреждений других муниципальных учреждений, не имеющих своего имущества. Необходима также более детальная проработка вопросов финансирования, поэтому сегодня у нас разрабатывается методика формирования задания для автономного учреждения. До конца не ясны статус автономного учреждения в бюджетных правоотношениях, правовое положение его имущества и ряд других вопросов, над решением которых в настоящее время ведется работа.

Имеющийся опыт перехода на автономию показывает, что руководителей ждет много рисков: закон требует обзаводиться бухгалтерией, выстраивать отношения с налоговой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Директора получают финансовую самостоятельность, по своему усмотрению расходуя деньги на ремонт, зарплату или коммунальные платежи. И перед муниципалитетом стоит серьезная задача обучить управленческие кадры грамотному менеджменту и формированию бюджета учреждения, научить не только зарабатывать, но и с умом тратить деньги. На наш взгляд, самое главное здесь - связь эффективности расходования средств с достигнутым результатом, а также ответственность руководителя за принимаемые решения.

- Как вы оцениваете имеющийся опыт работы АУ? Планируется ли в дальнейшем продолжить перевод на автономию бюджетных учреждений?

- Идея создания автономных учреждений, безусловно, перспективна. По результатам работы действующих АУ можно сделать вывод, что Рязань способна воспринимать и воплощать в жизнь позитивные идеи по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»2. Ведь внедряя механизм АУ, муниципалитет тем самым подтверждает готовность «отрывать» бюджетные средства от муниципальных учреждений и выводить их на открытый рынок, где они могут быть доступны негосударственным (немуниципальным) поставщикам услуг.

Сейчас необходимы продуманные действия по реализации норм Закона № 174-ФЗ, взвешенная и слаженная работа федеральных, областных, муниципальных органов власти и коллективов и администраций учреждений, выразивших желание перейти на автономию для решения стоящих перед ними стратегических задач. Понятно, что в процессе реализации закона будут уточняться критерии качества и количества оказываемых услуг, показатели и нормативы, на основе которых должны рассчитываться субсидии на финансирование государственного и муниципального задания при переводе в новый статус учреждений здравоохранения, образования, культуры.

В 2010 году в Рязани планируется создать пять АУ путем изменения типа существующих муниципальных учреждений. На увеличение их количества может повлиять Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». На мой взгляд, автономные учреждения - это промежуточный этап в реальном создании рынка государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.

1 В соответствии с положениями областного Закона от 07.09.2009 № 98-ОЗ «О внесении изменений в Закон Рязанской области «О налоговых льготах».

2 Большинство автономных учреждений Рязани создано в сфере образования.


30 июля 2010