Информационные разделы Интернет-приемная Справочник Районы города
Анонсы Объявления

Доклад главы администрации города Рязани о результатах своей деятельности и деятельности администрации города Рязани за 2011 год

Уважаемые депутаты! Уважаемые участники заседания!

Вашему вниманию в установленный Уставом города срок был представлен подробный отчет о результатах деятельности главы администрации и деятельности администрации города Рязани за 2011 год. В своем докладе я остановлюсь на тех направлениях деятельности администрации города, которые оказывают наибольшее влияние на качество городской среды.

Начну с оценки социально-экономических позиций города Рязани по сравнению с другими городами ЦФО.

Важнейшим показателем развитости экономики города является объем отгруженных товаров собственного производства и выполненных услуг на душу населения. Так вот по ЦФО Рязань (уже 4 года) занимает 3 место. (В 2011 году этот показатель составил 224 тыс.руб. на человека за год). Впереди нас только Липецк и Калуга.

Высокий уровень производства определяет и уровень доходов рязанцев. И здесь мы, по итогам 2011 года, находимся в пятерке лидеров по ЦФО. Стоит отметить, что в 2009-2010 годах мы были седьмыми. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в 2011 году составила более 21 тысячи рублей. При этом индекс роста потребительских цен в Рязани ниже, чем в целом по России. В 2011 году в Рязани индекс - менее 105,8%, а по России - 106,1%.

Ряд средств массовой информации составляют рейтинги городов. В частности, журналы «Форбс», «Эксперт», «Коммерсант». Их экспертов трудно обвинить в предвзятом отношении к Рязани. Давайте обратимся к их оценкам.

Рязань - это самый тихий город из 100 крупнейших городов России,

- это второй по значимости социальный город (после Пензы),
- входит в десятку из 250 самых удобных для бизнеса городов,
- у города 24-е место из 100 по лучшему поиску работы,
- 37 -е место из 160 по качеству жизни,
- 37 -е место из 100 по рейтингу самых благоприятных для жизни городов России.

Этот список рейтингов можно продолжить.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что, по итогам 2011 года Рязань - динамично развивающийся, экономически и социально устойчивый город России.

Основной задачей администрации города Рязани было и остается повышение качества жизни рязанцев. На реализацию этих задач был направлен и бюджет 2011 года. За отчетный период расходы на социальную сферу по сравнению соответствующими расходами за 2010 год возросли на 918,5 млн. рублей или на 23,3% и составили 4855,6 млн. рублей. Доля данных расходов в общей сумме расходов бюджета города Рязани за 2011 год составила 65,7%.

Бюджетная политика

Бюджет 2011 года был крайне напряженным. За период времени, прошедший с принятия 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» до 2011 года, перечень вопросов местного значения, установленный для муниципального образования - городской округ, увеличился на 11 пунктов. Несмотря на постоянно дискутируемый вопрос о необходимости передачи муниципальным образованиям дополнительных источников собственных доходов, прежде всего налоговых, в последние годы база таких доходов неуклонно сокращалась. В этих условиях, администрации необходимо было обеспечить рост поступлений доходной части за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также найти дополнительные возможности для погашения долговых обязательств.

Мы старались максимально выполнить эту задачу и, как результат, по итогам года получили неплохие показатели.

Доходы бюджета города за 2011 год составили 7,4 млрд. рублей, в том числе собственные доходы - 5,0 млрд. рублей (67% от общего объема доходов). По сравнению с 2010 годом рост доходов составил 24%. Он был обусловлен увеличением собственных доходов на 12,4% и объемов безвозмездных поступлений на 55%.

Максимальный темп роста из числа налоговых доходов, а именно 116% сложился по земельному налогу, который по-прежнему занимает второе место в структуре доходов. Исполнение за отчетный период составило 947 млн. рублей, что на 128 млн. рублей больше 2010 года.

Платежи от субъектов малого бизнеса в виде единого налога на вмененный доход поступили в сумме 310 млн. рублей с ростом относительно 2010 года на 23 млн. рублей или 8%.

По расходам, бюджет города в 2011 году исполнен на сумму 7388 млн. рублей. Расходы бюджетных средств производились в соответствии с процедурами, предусмотренными федеральным законом №94-ФЗ.

В целях размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в 2011 году осуществлено 3243 процедуры закупок, по итогам которых было заключено 4209 контрактов на сумму 2,7 млрд. рублей.

За 2011 год экономия денежных средств при размещении заказов составила почти 210 млн. рублей, что почти в 3 раза больше чем в 2010 году.

Сверхплановые доходы и экономия денежных средств при размещении заказов, полученные в ходе исполнения бюджета, были направлены на погашение долговых обязательств и замещение муниципальных заимствований. Это позволило сократить муниципальный долг на 17%, который на начало января 2012 года составил 543 млн. рублей или 11% от собственных доходов.

Все это обеспечило экономическую базу для реализации полномочий по решению вопросов местного значения.

В то же время надо отметить, что Рязань, как и за последние 4 года осталась на одном из последних мест по расходам бюджета на одного жителя.

Это во многом определило хроническое недофинансирование отдельных направлений городского хозяйства. В качестве примера, в Тамбове и Твери в 2011 году на одного жителя, приходилось соответственно почти 17,9 и 19,4 тысяч рублей из городского бюджета, а в Рязани - только 14 тысяч.

Стоит отметить, что финансовая необеспеченность местных бюджетов является общей проблемой всех муниципальных образований. Поэтому назрела необходима перестройки принципов межбюджетных отношений расширения финансовой самостоятельности муниципалитетов.

Малое и среднее предпринимательство

В 2011 году активно развивался малый и средний бизнес. В настоящее время в Рязанской области функционирует более 40 тыс. предприятий данного сектора экономики, из них почти 75% работают в Рязани. По темпам роста количества малых предприятий Рязанская область - вторая в Российской Федерации и 12-я - по доле численности занятых в них работников.

На начало 2012 года в Рязани насчитывалось 30 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 16,8 тысяч индивидуальных предпринимателей. В 2011 году в бюджет города Рязани малыми предприятиями было уплачено 310 млн. руб. единого налога на вмененный доход, что на 8,2% больше, чем в 2010 году.

В целях реализации долгосрочной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Рязани на 2011-2013 годы» впервые была оказана на конкурсной основе финансовая помощь субъектам малого и среднего предпринимательства. В рамках областного пилотного проекта, малый бизнес города Рязани получил ощутимую поддержку. Общая сумма субсидий составила почти 24 млн. рублей. Всего в программе приняло участие 175 предприятий. Также в конце 2011 года в Рязани впервые был проведен конкурс «Лидер высоких технологий».

Все это означает, что малый бизнес чувствует себя в городе уверенно, и система мер господдержки, принятая Правительством Рязанской области, а также политика проводимая органами местного самоуправления работают эффективно.

Потребительский рынок.

В 2011 году предприятия потребительского рынка, в основном, вышли на докризисные темпы развития. По состоянию на начало января 2012 года в Рязани действуют 1781 предприятие торговли, с торговой площадью 450 тыс. кв. м, 739 предприятий общественного питания на 23 тысячи посадочных мест. В сфере бытового обслуживания работают 903 предприятия, на которых работают 4311 человек. В течение 2011 года в Рязани было открыто 64 новых предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания общей площадью почти 60 тысяч кв.м, в том числе такие крупные как «М5-Молл», вторая очередь «Виктория-плаза», «Апельсин».

В отчетном году Правительством Рязанской области совместно с администрацией города Рязани организовано и проведено 230 ярмарок выходного дня. Еженедельно, в среднем, в ярмарках принимали участие более 120 товаропроизводителей Рязанской области, а также граждан, ведущих крестьянские фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся животноводством, садоводством, огородничеством. Выручка от реализации товаров на ярмарках выходного дня в 2011 году составила примерно 170 млн. руб.

Мы продолжаем работу по продвижению рязанской продукции на региональном рынке. В настоящее время на территории города размещен 241 объект рязанских товаропроизводителей. Принимаемые меры позволили стабилизировать цены на товары на уровне 2010 года. Рост цен на продовольственные товары составил всего 2,6%, на непродовольственные - 5,8%, что было заметно ниже уровня инфляции за 2011 год (6,1%).

Наступивший 2012 год будет являться определяющим с точки зрения развития розничных рынков, расположенных на территории города.

В соответствии с требованиями законодательства с 1 января 2013года для организации деятельности по продаже товаров на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, компании, управляющие рынками, обязаны использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения.

Планомерная работа по приведению розничных рынков, расположенных на территории города, в соответствие с требованиями закона проводится в тесном взаимодействии администрации Рязани и управляющими рынками компаниями.

На территории города Рязани организовано 24 розничных рынка: 17 - универсальных, 6 - специализированных, 1 - сельскохозяйственный. На сегодняшний день можно говорить о полном соответствии требования Федерального закона только 6 розничных рынков.

В течение 2012 года будут приведены в соответствие 4 розничных рынка. Перейдут на работу в формате торговый центр 2 розничных рынка. Изменит свое назначение с универсального на сельскохозяйственный рынок «Агро-Рязань».

По предварительным прогнозам в течение 2012 года прекратят свое существование 3 розничных рынка. При этом приоритетной задачей администрации города совместно с управляющими компаниями является сохранение рабочих мест предпринимателей.

Так во II квартале 2012 года начнут свою работу 2 розничных рынка (универсальный и сельскохозяйственный) в п. Борки. На данных рынках будет организовано более 1000 торговых мест, что позволит решить вопрос перемещения предпринимателей с рынков, которые прекратят свою работу.

Обобщая сказанное, можно отметить, что вопрос перевода рынков в капитальные здания, строения, сооружения в городе решается в плановом режиме, дополнительные площади в городе созданы и надеюсь, что рязанские предприниматели и горожане с января 2013 года не будут испытывать затруднений.

Строительный комплекс

Одним из важнейших секторов экономики является строительный комплекс. Это некий индикатор экономического благополучия. Наметившаяся в 2010 году положительная динамика в строительной отрасли продолжилась и в 2011 году. Объем жилищного строительства, по итогам 2011 года составил 325 тысяч кв.м или 101% к 2010 году. В отчетном году осуществлялась реализация ряда городских долгосрочных целевых программ направленных на активизацию строительства. («Адресная инвестиционная программа города Рязани», «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства», «Социальная ипотека», «Муниципальная ипотека»). Общий объем финансирования, по указанным программам, составил 473 млн. рублей.

Реализуется программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, в соответствии с которой предусматривается расселение 14 аварийных жилых домов, общей площадью 4723 кв. метра, в которых проживает 355 жителей. Для реализации данной программы проведена закупка 135 квартир на рынке жилья.

Квартиры зарегистрированы в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области за администрацией города Рязани. Технические паспорта на квартиры переданы в отдел по учёту и распределению жилья. Переселение граждан и снос аварийных домов уже осуществляется.

Поскольку аварийного фонда в Рязани много, и расселить жителей только за счет бюджета в разумные сроки очень сложно, будет правильным активное использование механизма развития застроенных территорий.

В настоящее время в областном центре действует муниципальная программа «Развитие застроенных территорий в городе Рязани». По состоянию на начало 2012 года данная программа включает в себя адресный перечень из 50 площадок общей площадью 72,6 га для перспективного строительства 530 многоквартирных домов.

В 2011 году были объявлены аукционы на право заключить договор о развитии застроенной территории по 20 участкам Программы. По итогам проведенных аукционов заключено 3 договора о развитии застроенной территории.

Механизм хотя и сложный, но он работает. Например, в рамках реализации договора о развитии застроенной территории в границах улиц: Вокзальная, Малое шоссе, 2-я Безбожная, заключенного в сентябре 2009 года между администрацией города и ООО «Инжстрой», в 2011 году застройщиком уже расселены 4 дома.

Для более эффективной дальнейшей реализации данной Программы необходимо применение процедуры изъятия частных земельных участков и расселение многоквартирных домов за счет федеральных средств, а также упрощение процедуры по списанию муниципальной собственности в объектах недвижимости подлежащих сносу. Кроме того, для центральной части города необходимо утверждение проекта зон охраны памятников истории и культуры.

Наличие социальных объектов в так называемой «шаговой» доступности остается одной из важнейших характеристик качества жизни населения. В прошедшем году с помощью федерального и областного бюджетов завершено строительство таких крупных объектов, как областной перинатальный центр, радиологический корпус областного онкологического диспансера с полным циклом лечения онкобольных, пристройка к библиотеке имени Горького, крытый тренировочный каток с искусственным льдом в Железнодорожном районе. После реконструкции открыл двери обновленный музыкальный театр.

Обобщая, можно сказать, что строительный комплекс города развивается успешно. Однако проблемы остаются. И главная проблема - отсутствие свободных земельных участков, обеспеченных необходимой инфраструктурой. Начатую в прошлом году работу по расширению границ города необходимо не только продолжить, но и максимально активизировать в 2012 году.

Земельно-имущественный комплекс

Основные направления работы в сфере земельно-имущественных отношений - это повышение эффективности использования муниципального имущества и земельного фонда города.

По состоянию на 1 января 2012 года в реестре муниципальной собственности числится почти 110 тысяч объектов муниципальной собственности, балансовой стоимости 38 млрд. руб. В том числе муниципальное имущество - 2279 объектов, балансовой стоимостью 1,4 млрд. рублей, 14 тысяч объектов жилищного фонда, балансовой стоимостью 22 млрд. рублей.

Впервые за три года достигнут рост неналоговой составляющей бюджета относительно уровня 2010 года и сразу на 23% или на 155 млн. рублей. Всего по данной группе доходов поступило 839 млн. рублей. Увеличился и относительный показатель ее структурной доли в доходах бюджета с 16% в 2010 году до 17% в отчетном 2011 году. Тенденция роста отмечена почти по всем доходным источникам этой группы.

Основную долю (38%) неналоговых доходов формируют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, поступившие в объеме 322 млн. рублей и обеспечившие 6,5% собственных доходов бюджета.

Работа администрации города по наведению порядка в сфере рекламной деятельности также привела к увеличению поступлений от размещения рекламных конструкций на 11,4% и составила 37,0 млн. рублей.

В ходе проведенных переговоров с Министерством обороны РФ в муниципальную собственность принят имущественный комплекс бывшего училища связи на ул. Каширина, общей площадью 48 тысяч кв.м, в котором планируется размещение органов муниципальной и государственной власти. А спортивные сооружения планируется передать детско-юношеской спортивной школе «Фаворит» (тир) и специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва по баскетболу (спортивный зал).

Всего в 2011 году принято в муниципальную собственность 261 объект движимого и недвижимого имущества, в том числе здания, помещения, энергосети, площадные объекты.

Приобретены в муниципальную собственность 37 однокомнатных квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, впервые в 2011 году закупка квартир производилась не на вторичном рынке, а в новостройках.

Осуществление мероприятий по приватизации муниципального имущества обеспечило поступление в бюджет города за 2011 год денежных средств в размере 134 млн. рублей, при плане - 85 млн.рублей, перевыполнение плана составило 158%, относительно прошлого года - рост в 2 раза.

Доходы от аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в 2011 году по отношению к 2010 году увеличились на 21,6 млн. рублей или на 7,2%.

По статье «Доходы от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий» в бюджет поступило 36,5 млн. рублей, что на 32,2 млн. рублей (в 7,5 раз) больше показателя 2010 года. Главным фактором столь значительного увеличения явилось внедрение новых подходов финансово-экономического планирования и управления муниципальными предприятиями, что сразу же нашло отражение в увеличении отчислений в бюджет города.

Экология

С 2006 года организация и осуществление экологического контроля были исключены, как из перечня вопросов местного значения, так и из полномочий органов местного самоуправления. Однако с исключением из законодательства понятия «экологический контроль» органы местного самоуправления не могут считаться устраненными из сферы экологических отношений.

С целью повышения эстетической привлекательности городских территорий в 2011 году выполнены работы по устройству газонов, цветочному оформлению улиц, скверов и парков, посажено 105 тыс. тюльпанов. Также выполнялись работы по обрезке крон деревьев, выполнены работы по санитарной прочистке зеленых зон на площади 51 тыс. м2.

Для воспроизводства зеленого фонда города взамен вынужденно снесенных 95 деревьев при подготовке площадок под строительство выполнена компенсационная посадка 2301 единицы зеленых насаждений (1373 дерева и 928 кустарников) на объектах озеленения общего пользования и других территориях города.

В том числе проведены работы по санитарной очистке береговой полосы от отходов и древесно-кустарниковой растительности 10 городских водоемов.

В целях организации мероприятий по охране атмосферного воздуха в 2011 году городской передвижной эколого-аналитической лабораторией для исследования воздуха проведено 114 выездов в точки наблюдения, расположенные в различных районах города, из них 52 выезда - по жалобам жителей. По результатам подготовлено 114 протоколов химического анализа воздуха, из них - 18 с превышениями предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, которые были направлены для принятия мер в уполномоченные государственные органы в области охраны атмосферного воздуха. В связи с чем, были проведены проверки 12 предприятий Южного и Восточного промышленных узлов для установления источников загрязнения. По результатам проверок на 8 предприятиях выявлены факты нарушений требований Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

В отношении виновных должностных и юридических лиц, допустивших нарушения природоохранного законодательства органами государственной власти вынесено 24 постановления о наложении штрафов на общую сумму 144 тысячи рублей.

Проводились лабораторные исследования качества воды по химико-бактериологическим показателям 21 водного объекта, а также лабораторные исследования донных отложений на 15 водоемах.

В целях предотвращения негативного воздействия вод муниципальных водоемов проведены работы по ремонту и восстановлению водопропускной системы на Черезовских прудах. Выполнено техническое обследование гидротехнического сооружения на Рюминском пруду с водолазными работами и инженерными изысканиями.

В 2011 году месячник по уборке города проводился с привлечением волонтеров экологических общественных организаций. Основная задача администрации - добиться не только ликвидации всех несанкционированных свалок города, но и повысить экологическую культуру горожан и их ответственность за поддержание чистоты на улицах.

Развитие местного самоуправления

В 2011 году мы продолжали активную работу по развитию местного самоуправления.

Данная работа имела две составляющие.

Первая - проведение административной и бюджетной реформ.

Вторая - развитие общественного самоуправления.

В рамках административной реформы направленной на улучшение качества предоставления государственных и муниципальных услуг ведется целенаправленная работа по повышению эффективности деятельности нашего бюджетного учреждения «Многофункциональный центр». В этом учреждении обеспечивается предоставление государственных и муниципальных услуг. Это большое подспорье в работе органов власти. МФЦ снял очень много вопросов, с которыми обращаются население. Центр работает по принципу «одного окна» и оказывает 6 видов федеральных, 47 региональных, 34 вида муниципальных услуг в различных сферах жизни горожан. Центр значительно облегчает людям получение необходимых документов, сокращает время хождения по инстанциям. На начало 2011 года было всего 4 муниципальных услуги, на конец - 34. В 2011 году проведен капитальный ремонт здания, открыто 2 зала для обслуживания заявителей, оборудовано 26 рабочих мест. Для организации высокого качества и эффективности оказания услуг, заключены соглашения о взаимодействии с территориальными управлениями федеральных и региональных органов власти по вопросам обмена информации.

Поэтому важнейшей стратегической задачей администрации города Рязани, в рамках развития системы общественного самоуправления станет реализация курса на развитие гражданской активности населения. Для этого в 2011 году была начата работа по формированию институтов территориальной самоуправленческой активности горожан, и на сегодняшний день завершен первый этап этой работы. Его ознаменовало Постановление администрации города по созданию Общественных советов территорий, совпадающих по границам с избирательными округами. Это позволит охватить 100% населения города и максимально приблизить органы власти к населению.

Развитие местного самоуправления очень динамичный процесс. Надеюсь, что в ближайшее время мы убедимся в правильности наших шагов и действий.

Социальная сфера

В 2011 году продолжалась работа по приведению социальной сферы в соответствие с современными запросами общества. Завершена оптимизация систем здравоохранения и общего образования, началась оптимизация сети учреждений культуры, соцзащиты, физической культуры и спорта. Сокращены неэффективные расходы в этих отраслях, которые были направлены на повышение зарплаты работникам бюджетных учреждений.

Основным показателем социального благополучия региона является демография.

В 2011 году ситуация несколько улучшилась, хотя и остается достаточно сложной. Рождаемость немного уменьшилась по сравнению с 2010 годом и составила 9,6 случая на 1 тыс. населения против 9,8 - в 2010 году. Существенно снизилась смертность - 13,7 случая на 1 тыс. (в 2010 году было 14,4). Уменьшилась естественная убыль населения, которая составила в 2011 году - 4,1 на 1 тыс. человек (в 2010 году - 4,6).

Здравоохранение

Безусловно, определяющим фактором положительных изменений демографических показателей стало улучшение работы системы здравоохранения. Фактический объем консолидированных расходов на муниципальное здравоохранение города Рязани из всех источников финансирования за 2011г. составил 2,4 миллиарда рублей, что на 17% выше уровня предыдущего года (в 2010г. было 2,0 млрд. руб.).

Активно проводилась работа по улучшению качества и доступности медицинской помощи, в т.ч. впервые в Рязани организованы офисы врачей общей практики (в городской поликлинике №13 и поликлинике городской больницы №11), в городских поликлиниках создана служба неотложной помощи, в рамках информатизации медицинских организаций во всех поликлиниках города Рязани внедрены электронные регистратуры.

При городской клинической больнице №8 создан «Центр вынашивания беременности и восстановления репродуктивного здоровья».

Образование

Но, наверное, еще больше внимания уделялось проблеме повышения доступности качественного образования.

На сегодняшний день в Рязани функционирует 68 общеобразовательных учреждений.

На их содержание в 2011 году было израсходовано почти 3 млрд. руб. Расходы на образование по сравнению с 2010 годом возросли на 24%. Значительно увеличились расходы на заработную плату работников образования - на 462,1 млн. рублей или на 23%, и на капитальный ремонт учреждений образования.

Все учреждения общего образования были подключены в рамках национального проекта к сети Интернет. В опытную эксплуатацию запущен городской образовательный портал, позволяющий сделать информацию о деятельности образовательных учреждений общедоступной. Все учреждения общего образования в полной мере оснащены средствами вычислительной техники и лицензированным программным обеспечением.

Одним из факторов, определяющих нормальные условия роста и развития ребенка, является организация питания в школе. В 2011 году Рязань участвовала в федеральном проекте по совершенствованию организации школьного питания с общим объемом финансирования 92 млн. рублей. В рамках данного проекта приобретено современное технологическое оборудование в пищеблоки 21 рязанской школы.

С целью расширения сети дошкольных учреждений в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования в городе Рязани» в 2011 году к имеющимся в городе 109 детским садам были открыты 3 дошкольных учреждения на 395 мест.

- Детский сад № 99 на 200 мест в Железнодорожном районе;
-Детский сад № 82 в поселке Солотча - 5 мест;
-Детский сад № 85 на 100 мест в Железнодорожном районе.

Кроме того, за счет внутренних резервов дошкольных учреждений открыто 44 дополнительные группы. Всего за 2011 год для детей дополнительно обеспечено 1260 новых мест.

Безусловно, качество образования в первую очередь зависит от учителя, который должен получать достойную, справедливую заработную плату.

В 2011 году была завершена работа по осуществлению перевода муниципальных бюджетных учреждений социальной сферы на новые отраслевые системы оплаты труда. В связи с этим был увеличен фонд оплаты труда в учреждениях дошкольного образования на 27% и в остальных учреждениях социальной сферы на 20%. На указанные мероприятия из бюджета было выделено 240 млн. рублей, в том числе на учреждения образования - 193,7 млн. рублей, учреждения культуры - 12,3 млн. рублей, учреждения физкультуры - 5 млн. рублей, учреждения здравоохранения - 16,4 млн. рублей.

Социальная защита и социальное обслуживание

Несмотря на то, что реализация функций в сфере социальной защиты населения не относится к вопросам местного значения, в Рязани сохранены предоставляемые на протяжении ряда лет дополнительные меры социальной поддержки и помощи для граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуацию. На их реализацию было израсходовано 28 млн. рублей.

Оказана материальная помощь 1944 семьям, оказана вещевая помощь 1933 семьям, организован летний отдых и оздоровление 35 детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на учете в органах внутренних дел и в комиссии по делам несовершеннолетних.

Развитие культуры

В 2011 году мы увеличили расходы на культуру почти на 10% по сравнению с 2010 годом. Они составили 159 млн. рублей.

Указанные средства были направлены на ремонт учреждений культуры, развитие их материально-технической базы, реализацию культурных, досуговых и праздничных мероприятий.

В Рязани 2011 год был объявлен Годом городов-побратимов. На высоком художественном и организационном уровне проведены мероприятия в рамках этой тематики.

Также в 2011 году состоялись мероприятия, посвященные Году космонавтики (Праздник улицы Гагарина, открытие мемориальной доски и бюста космонавту Аксёнову В.В. в сквере Уткина на улице Циолковского). Продолжалась традиция проведения праздников улиц - Праздник улицы Павлова, Праздник улицы Есенина.

По-прежнему важное место занимают Дни воинской славы - возложение цветов, митинги, приуроченные ко всем важным вехам в истории ВОВ - Дню Победы, Сталинградскойй битве, снятию блокады Ленинграда и многим другим.

Ежегодно на Рязанской земле, проходит фестиваль-конкурс традиционного народного творчества «Есенинская Русь». По сравнению с 2010 годом число участников в 2011 году возросло на 200 человек и составило 600 человек из разных городов России.

Спорт

Приоритетным в области спорта было развитие массовой физической культуры. Всего в 2011 году на реализацию поставленных в этом направлении задач было выделено 104 млн. рублей, что на 47% больше, чем в 2010 году. Проведено более 200 спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, соревнований различного уровня по более чем 50 видам спорта, в которых приняли участие около 20 тысяч человек.

На территории города Рязани активно функционируют 15 детских и юношеских спортивных школ. В этих школах культивируются 32 вида спорта; занимается 14 тысяч обучающихся (для сравнения - в 2010 году - 13 тысяч обучающихся), из них 5785 спортсменов-разрядников (по итогам 2010 года - 5569 спортсменов - разрядников). За 2011 год подготовлено 2682 разрядника, из них: 2362 - спортсменов массовых разрядов , 187 -первого разряда , 93-КМС , 35-МС , 5-МСМК.

Несмотря на это обеспеченность спортивными сооружениями в городе Рязани по итогам 2011 года остается достаточно низкой - 11,3%.

Для увеличения количества спортивных сооружений в 2012 году планируется осуществить:

  1. строительство 4 комбинированных площадок и 5 площадок с уличными тренажерами,

  2. ввод в эксплуатацию помещения по ул. Октябрьская, д.4 МБОУ ДОД «ДЮСШ «Фаворит» для открытия отделений бильярда и шахмат.

Принято решение о строительстве ФОК в районе лицея №52 (п. Приокский) при поддержке Правительства Рязанской области и спортивного зала для СДЮШО? «Юпитер» со сроком ввода в эксплуатацию в 2013 году.

Завершая вопрос социальной сферы, хочется отметить, что успехи и достижения в ее развитии во многом связаны с реформами проводимыми Правительством РФ, Правительством Рязанской области и той социальной политикой, которая проводится депутатами Рязанской городской Думы и реализуется администрацией города Рязани.

ЖКХ

Сфера, которая без преувеличения затрагивают интересы и влияет на качество жизни каждого жителя - это жилищно-коммунальное хозяйство.

Здесь нужны серьезные законодательные и управленческие решения на федеральном уровне, взвешенная тарифная политика, привлечение частного бизнеса в эту отрасль, жесткий контроль за деятельностью предприятий ЖКХ.

Позитивные изменения в отрасли ЖКХ наметились благодаря реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который работает у нас с 2008 года.

В ходе реализации этого федерального закона в 2011 году было отремонтировано 12 домов на общую сумму 71 млн. руб. Проведен ремонт кровли в 51 многоквартирном доме и восстановительные работы в 6 многоквартирных домах на общую сумму 91 млн. рублей.

Одним из наиболее важных направлений для нас является обеспечение жителей города коммунальными ресурсами.

В рамках подготовки жилищного фонда к отопительному сезону 2011-2012 гг. были разработаны и выполнены ряд необходимых мероприятий.

В 2011 году благодаря совместным усилиям администрации города и Правительства области обеспечена полная оплата текущего потребления энергоресурсов муниципальными предприятиями коммунального комплекса, стабилизирована ситуация с кредиторской задолженностью перед поставщиками энергоресурсов.

Тарифные ограничения, при всей их привлекательности с социальной точки зрения, лишают предприятия средств для ремонта и нового строительства энергообъектов города.

Как пример, приведу ситуацию сложившуюся с сетями филиала ОАО «Квадра»-«РРГ» (ООО «РТСК»). В период с 2003 по 2011 объемы капитального ремонта сетей предприятия снизились в 12,6 раз. Если в 2003 году ремонтировалось около 6 км магистральных трубопроводов, то в 2011 г. менее 0,5 км.

Целый ряд проблем, непосредственно связанных с полномочиями муниципальных образований, не может быть решен без активного участия органов государственной власти и реализации механизмов муниципально-частного партнерства. Для решения задач модернизации коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта домов и повышения их энергоэффективности, необходимо:

- создание условий, в том числе законодательных, для широкомасштабного развития конкуренции в области управления многоквартирными домами и повышения его эффективности посредством обучения и просветительской работы среди собственников квартир;

- создание условий для привлечения частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры путем изменения подходов к тарифному регулированию, для стимулирования модернизации коммунальной инфраструктуры и повышению качества и надежности поставки коммунальных ресурсов,

- внедрение эффективных методов управления коммунальной инфраструктурой и формирование контрактных отношений между органами власти и бизнесом в рамках муниципально-частного партнерства,

- активного участия областного и федерального бюджетов в модернизации объектов ЖКХ путем скорейшего принятия целого ряда федеральных и областных программ.

Эти направления рекомендованы ВСМС в докладе о развитии местного самоуправления в РФ, одобренные на 4-ом съезде 11 июля 2011 года.

Транспорт

Затрагивая тему дорожного хозяйства, нельзя не коснуться и организации транспортного обслуживания населения.

На сегодняшний день система общественного транспорта города состоит из муниципальных перевозчиков - Управления Рязанского Троллейбуса и Автоколонны 1310, которые эксплуатируют 180 троллейбусов и 135 автобусов, а также частных перевозчиков, эксплуатирующих около 1400 единиц транспорта малой вместимости. Муниципальным пассажирским транспортом перевезено 68 млн. пассажиров, что составляет 51% от общего объема перевозимых в городе пассажиров

В 2011 году были проведены работы по разработке проекта оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта, который в I квартале 2012 года широко обсуждался общественностью. Целью данного проекта является улучшение транспортного обслуживания населения города, обеспечение безопасности пассажирских перевозок и повышение их качества. В ходе обсуждения горожанами были высказаны замечания и предложения по предложенной схеме. Для выработки единой позиции и создания оптимальной маршрутной сети города с учётом требований и пожеланий жителей города была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители администрации города, депутаты городской Думы, Правительства Рязанской области, ГИБДД, муниципальных и коммерческих предприятий транспорта и общественных организаций. На заседаниях рабочей группы была просчитана потребность транспортных средств в целом и по каждому существующему маршруту, исходя из времени рейса, его протяженности, средней скорости (по данным центральной диспетчерской службы), времени технологического отстоя и интервалов движения. Полученные результаты удовлетворили всех членов рабочей группы, в том числе представителей перевозчиков и общественности. В соответствии с принятыми решениями количество коммерческих транспортных средств, задействованных на каждом маршруте, будет приведено в соответствие с результатами расчетов.

Также с перевозчиками проводится работа по соблюдению коммерческим транспортом, в том числе маршрутными такси, интервалов движения, графиков и времени работы. Все эти условия отражены в новом договоре, который перевозчики заключили с администрацией города на длительный срок пять лет. Это позволит коммерческим перевозчикам обновить парк автомобилей, приведя его в соответствии с установленными стандартами и закупить автобусы большей вместимости и убрать старые «Газели» с маршрутов.

Для обновления подвижного муниципального состава и в тоже время с целью постепенного решения проблем, связанных с транспортным обслуживанием инвалидов и других маломобильных групп населения, в 2011 году было приобретено 2 низкопольных автобуса и 5 низкопольных троллейбусов.

По состоянию на сегодняшний день, парк, конечно, нуждается в дальнейшем обновлении, и эта работа будет вестись с использованием механизмов лизинга.

Уже 2012 году в рамках ведомственной целевой программы «Развитие городского пассажирского транспорта общего пользования» планируется приобретение 5 автобусов и 5 троллейбусов, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения.

В 2011 году продолжалась активная работа по оснащению транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Мы одни из лидеров среди городов России в данном направлении. Количество оснащенного транспорта в течение года увеличилось вдвое (с 740 до 1436 единиц). Это позволяет контролировать работу на маршрутах школьных автобусов, Скорой помощи, общественного транспорта.

Обобщая, можно сказать, что состояние общественного городского транспорта в целом удовлетворительное. Есть проблемы, есть трудности и есть вопросы, но мы будем их решать. Общественный муниципальный транспорт был и в дальнейшем должен остаться основным видом транспорта в городе Рязани.

Дорожное хозяйство и благоустройство

Важнейшим полномочиями местных властей является дорожное хозяйство и благоустройство территории. Между тем в этой сфере и, особенно, в вопросах качества дорожного полотна и внутреннего благоустройства дворовых территорий накопилось огромное количество претензий горожан. Как ни обидно, но это справедливо. Я остановлюсь на этой теме подробней.

В 2011 году большое внимание уделялось оптимизации дорожного хозяйства города, реконструкции и ремонту улично-дорожной сети. Администрация города при поддержке Правительства Рязанской области в рамках возможности бюджетов, предприняли все меры по восстановлению дорожной сети и новому строительству, главными из которых являются - возобновление строительства Северного обхода, капитальный ремонт въездных дорог города, а также дорожного полотна основных и второстепенных улиц.

Расходы на ремонт автомобильных дорог в 2011 году в городе Рязани выросли по сравнению с 2010 годом почти в 1,5 раза и составили 229,2 млн. рублей. Выполнен ремонт асфальтового покрытия городских дорог на площади более 38 тыс. м2

Однако и этих денег недостаточно. Отрасль десятилетиями хронически недофинансировалась, и дороги пришли в крайне неудовлетворительное состояние.

В рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Дорожное хозяйство города Рязани», в 2011 году выполнены работы по капитальному ремонту и ремонту автодорог на 11 участках улично-дорожной сети города. В рамках вышеуказанной программы также были выполнены работы по строительству дороги по ул. Дашковская в пос. Дягилево, протяженностью 268 м, и по строительству светофорного объекта на пересечении пр. Шабулина и ул. Бирюзова.

В рамках ведомственной целевой программы развития «Повышение безопасности дорожного движения» выполнены работы по устройству наружного освещения Восточной окружной дороги (в районе «Рязанского тепличного комбината «Солнечный»).

По предписаниям ГИБДД УВД и с учетом обращений граждан установлено 260 дорожных знаков. Нанесено 124 км линий дорожной разметки на 22 улицах и площадях города.

Впервые за последние десятилетия приступили к планомерному ремонту дворовых территорий. 663 из них приведены в порядок.

Надо честно признаться, что отсутствовал опыт проектирования и строительства дворовых территорий в городе Рязани. Об этом свидетельствует ряд претензий со стороны Дирекции благоустройства города и горожан к проведенным подрядными организациями работам. В настоящее время по результатам обследования в подрядные организации были направлены претензии о необходимости выполнения гарантийных работ.

В 2011 году проведен текущий ремонт сетей наружного освещения: отремонтировано с заменой проводов 163 км сетей наружного освещения, восстановлено искусственное освещение проезжей части ряда улиц.

Построены и капитально отремонтированы сети наружного освещения, в том числе: Северная окружная дорога, Голенчинское шоссе, Славянский проспект - протяженностью 9,2 км, с установкой 326 шт.светильников.

Тем не менее, уже сейчас понятно, что этого недостаточно. Сегодня мы должны, принимая справедливую критику горожан, использовать все возможности, чтобы привести улично-дорожную сеть города в нормативное состояние.

Для решения этой задачи мы планируем в 2012 году произвести определенные изменения в структуре администрации. Не секрет, что решение многих вопросов тормозится из-за размытой ответственности и дублирования полномочий. В ряде случаев существует вакуум ответственности. В прошлом году была начата очень серьезная работа по оптимизации структуры администрации города, выполняемых ею муниципальных функций, а также обеспеченности этих функций профессиональными кадрами. Данная работа впервые проводилась на современной научной основе с привлечением высококвалифицированных специалистов компании «РБС» (г. Москва). Взгляд экспертов со стороны позволил объективно оценить наши слабые и сильные места в существующей структуре.

Завершая свой доклад и подводя итоги 2011 года, хочу отметить, что мы достигли положительных результатов практически на всех направлениях своей деятельности.

Вместе с тем на этом фоне узкие места проявились особенно явно.

При определении основных направлений и задач на 2012 год они были учтены.


21 июня 2012