Правовое просвещение и правовое информирование граждан
Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет порядок применения срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ
Статья 8.46 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
По результатам анализа административной практики по ст. 8.46 КоАП РФ природоохранная прокуратура обращает внимание на следующее.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
В силу ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязанность по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обусловлена конкретным сроком – шесть месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Таким образом, правонарушения о невыполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет соответствующих объектов не являются длящимися. В каждом конкретном случае органу, уполномоченному рассматривать данные дела, надлежит устанавливать дату начала эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Однако, следует иметь ввиду, что, исходя из диспозиции статьи 8.46 КоАП РФ, указанной статьей предусмотрена ответственность либо за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выражающееся в бездействии, либо за сам факт подачи такой заявки за пределами установленных законодательством сроков, то есть за несвоевременное выполнение предусмотренной законом обязанности.
При этом невыполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному ее выполнению. В первом случае административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с подачей указанной заявки за пределами срока, установленного законом. Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 6 мая 2019 г. № 5-АД19- 21, от 13 мая 2019 г. № 5-АД19-23, от 10 сентября 2021 г. № 11-АД21-31-К6.
Таким образом, противоправное деяние, выразившееся в несвоевременной подаче
соответствующей заявки, начинается с момента соответствующего бездействия и
оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных на
прекращение противоправного деяния.