Почетные граждане Рязани

Горбунов Борис Семенович

Горбунов Борис Семенович

Как бы в дальнейшем ни складывалась жизнь художника, жива память о необычайной сплоченности, взаимовыручке, которые помогали выжить, на время забыть о себе, чтобы самый малый результат твоего труда был отдан фронту, грядущей победе. Этот патриотический подъем оказал решающее влияние на формирование личности. Тревожные, трагичные и пламенные годы выковали чистые души и твердую волю. Дети рано взрослели, чувствуя ответственность за судьбу страны. Расчистка железнодорожных путей, сбор колосков, прополка полей - вся эта работа, так же, как и учеба, стала для подростков неразрывной частью их детства и отрочества. Но тем милее были разные праздники, когда украшали елку самодельными игрушками или готовились к концерту, где каждый должен был себя проявить.

Способности Бориса Горбунова к изобразительному искусству проявлялись постепенно и прошли через обязательную школу наглядной агитации - оформление стенгазет, написание лозунгов к выборам и праздникам, рисование учебных пособий. Толчком к серьезным занятиям искусством послужила повесть Н. Гоголя"Портрет", и, окончив 7-й класс, Борис Горбунов уезжает из Оренбургской области в Ташкент, где поступает в художественное училище им. П. И. Бенькова. Там он попал на скульптурное отделение, и с этих пор скульптура стала делом его жизни. Рядом с 14-летними мальчишками учились фронтовики, и это создавало серьезный творческий настрой. Борис Горбунов вспоминает: насколько сильна была у старших товарищей тяга к творчеству, так изголодались они по нему за годы войны, что ни минуты не могли находиться не рисуя, использовали для этого любую ситуацию - в городе ли, на уборке хлопка, в чайхане - делали наброски с неподвижных аксакалов, тысячелетних развалин, пустынных пейзажей. Студенты были жадны и до культурной жизни города, часто бывали в театрах, в филармонии. Об этих годах Борис Горбунов вспоминает с теплом и грустью - искренность человеческих отношений, солнечный щедрый Ташкент, юношеская жажда знаний, жажда творчества - все было очень нужно и очень вовремя. Однако далеко не сразу пришлось ему продолжить обучение, как этого хотелось бы. Лишь после долгих сомнений и трудностей, службы в армии попадает 22-летний Борис Горбунов в Ленинград, в Академию художеств на отделение скульптуры.

22 года - не те благословенные 14 лет, в это время у любого человека больше проблем. Тяжело досталось ему в первый год обучения в Питере. Жить приходилось на скудную стипендию, а в священных стенах Академии любой студент неизбежно переживает сложный период сомнений в своих силах. Его, дочерна исхудавшего после первого года обучения, с трудом узнала мать. Вот в этот-то труднейший период ему помог товарищ, деливший с ним комнату в общежитии, Василий Арапов - талантливый живописец, который был родом из Рязанской области. В самые отчаянные моменты, когда хотелось все бросить, он подставлял ему плечо, по праву старшего отчитывал, давал советы - словом, просто был настоящим другом.

Легче стало учиться, когда появилась возможность зарабатывать. Но что это была за удивительная возможность! Им, студентам, поручалась реставрация скульптурных групп Исаакиевского собора знаменитых мастеров С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского. Не это ли была лучшая школа для скульпторов! Но и сам процесс обучения на основе академических традиций русской художественной школы был для Бориса Горбунова одним из самых ярких и полезных жизненных уроков. Профессура относилась к студентам, как к молодым коллегам, их интересы, их нужды ставились во главу угла. Любой материал, любая натура была в их распоряжении. Просмотры студенческих работ специалистами кафедры, ректорские, Президиума Академии стали ценнейшим примером анализа мастерства, понимания задач скульптуры. К концу обучения, отчетливее сознавая свою национальную принадлежность, все чаще подумывая о Рязани, о которой читал в детстве, откуда родом был его друг, о городе, который однажды промелькнул за окнами поезда. Первая его поездка «на разведку» в Рязань оставила очень приятные и теплые впечатления. Его хорошо приняли в Союзе художников, с пониманием отнеслись в горисполкоме, но ярче всего запомнилась прогулка в кремль, праздничное многолюдье на его холме в теплый весенний день, чистота, уют и добросердечие горожан. И, хотя его настойчиво приглашали в ставший родным Ташкент, им был сделан другой выбор - Рязань: здесь когда-то жили, трудились, сражались, любили, молились за русскую землю будущие герои его произведений.

Скульптор, особенно монументалист, зависит от социальной среды и внешних обстоятельств гораздо больше, чем труженики любого другого вида искусства. Творческий замысел по-настоящему "свой" только на первом этапе: в проектах, эскизах, созданных для участия в конкурсе. И то относительно, поскольку будущее произведение должно согласовываться с замыслом и техническими расчетами архитекторов. Это синтез искусств, поэтому для воплощения конкретного замысла в проектной стадии создается творческая группа, но и она, в свою очередь, в случае победы на конкурсе, зависит от официального заказа, от вложения больших средств на оплату материалов, на оплату труда коллектива, как творческих работников, так и непосредственных исполнителей - рабочих.

Можно считать большим везением для творчества скульптора, когда у города появляется потребность (и возможность) создания какого-либо монументального сооружения, украшенного произведениями искусств.

Молодой скульптор в 1967 году был принят в члены Союза художников СССР. Он принимает участие в крупных выставках. Ему после удачной заявки (сооружение монумента Победы на площади Победы) доверяется работа по скульптурному оформлению больших городских ансамблей. Тема Великой Отечественной войны, воинской доблести, патриотизма стала ведущей в творчестве Бориса Горбунова, и в разные годы ему приходилось воплощать ее в мемориальных досках, скульптурах, многофигурных композициях.
Для иллюстрации, думаю, уместно привести отрывок из очерка К.А. Охапкиной "Образ эпохи" в книге "За синей птицей в облака": "В дни празднования 30-й годовщины со дня Победы над фашистской Германией рязанцы впервые увидели на возвышении около стелы Победы Вечный огонь и монументальную композицию. Четыре фигуры, как бы возникшие из монолита, воплотили в себе обобщенную мысль о тех, кто завоевал Победу. От одного скульптурного изображения к другому, в самих объемах, в динамике переданных движений, в складках знамени, как бы развевающихся на ветру, воссоздается торжество Победы, уверенная поступь воина, готового идти на защиту Родины, единство фронта и тыла и скорбь соратников о погибших в бою. Авторы проекта - архитекторы Н.Н. Истомин и Н.И. Сидоркин, скульптор. Б.С. Горбунов".

Скорбный рассказ рельефов мемориального комплекса на Скорбященском кладбище уступает место романтически-взволнованному, барельефу на памятной стеле на могиле Героя Советского Союза, Национального Героя Италии Федора Полетаева в Генуе. История его подвига, история установления подлинного имени кузнеца из села Катино Скопинского района тогда взволновала всю страну. Скульптора увлекла эта тема, и он решает ее посредством гиперболы - чеканные, колоритные профили итальянских партизан защищает мощным разводом
плеч фигура русского богатыря, в чьих руках, привыкших к тяжелому труду, автомат кажется игрушкой.

Не раз приходилось работать скульптору над увековечением памяти героев войны и тружеников тыла (портрет Героя Советского Союза И.А. Лапушкина, монумент памяти павших в р.п. Ермишь, памятник женской молодежной бригаде Д.М. Гармаш), и всегда воспоминания, вынесенные им из детства помогали придать этой теме трепетность, возвысить до символа.

Были еще работы, созданные Б. С. Горбуновым в содружестве с архитектором Н. И. Сидоркиным. Среди них мемориально-декоративное оформление польского воинского кладбища в Сельцах. Также создано ими и установлено на кладбище села Елино надгробие революционеру-большевику, комиссару броневых сил республики Г. В. Елину. Стела надгробия стилизована элементами броневика революционных лет.

Вместе с художником В. А. Душенко Горбунов исполнил барельеф, посвященный советско-болгарской дружбе, который включен в архитектурную композицию на площади Георгия Димитрова в Рязани.

В 60-70-е годы творческая работа Бориса Горбунова совмещалась с активной общественной деятельностью. Город быстро рос, строился, труд художника был востребован, захватывает творческое напряжение, динамика времени, развитие так называемого «социального заказа». Борис Семенович с удовольствием принимал участие в практиковавшихся коллективных поездках художников на предприятия и на районные фестивали искусств, умел зажечься общим творческим настроением. Бывало, ради одного этюда-портрета вез он с собой в машине груз немалый: станок, запас глины, гипс для формовки. Так было при выезде художников на строившуюся тогда Рязанскую ГРЭС, где лепил он портрет верхолаза. В коллективной поездке в Скопин работал над бюстом Героя Советского Союза В. В. Казимирова. Сам Казимиров, человек пожилой, много переживший, был глубоко взволнован тем, что жизнь его замечена, достойно оценена, если облик его под умелыми руками скульптора стал предметом искусства. Скульпторы работают над образами героев современности, это рабочие и космонавты, студенты и спортсмены - словом, все многообразие, вся многоликость того времени запечатлена скульптором в портретах, композициях, которые демонстрировались на республиканских и всесоюзных выставках, делались на заказ или занимали полки мастерской.

Углубляясь в камерные, лирические темы, художник никогда не прекращал работу над созданием монументальной скульптуры. Воспитанный на лучших традициях русской классической школы, Борис Горбунов с большим уважением относился к надгробной скульптуре, памятуя о том, что замечательные русские мастера оставили в этом жанре лучшие образцы своего творчества. Многолетнее забвение нагробной скульптуры не изменило отношения русского человека к памяти усопших - в любом памятном знаке незримо присутствует связь с живущими. Одним из самых глубоких произведений в этом жанре стал памятник рязанскому ученому П. Пошехонову на Сысоевском кладбище - памятник строгий, каноничный и скорбный.

Тема воинской чести и доблести, служения России достигает апогея в памятниках генералу Л.Н. Гобято (арх. А. Буслаков) в селе Морозовы Борки Сапожковского района и генералу М.Д. Скобелеву (арх. А. Падун) в Рязани. К памятнику генералу Л.Н. Гобято у Бориса Горбунова отношение особое. Это один из немногих монументов, где скульптору удалось практически полностью воплотить свою цель, когда никто не стоял «над душой», не поджимали сроки, где воплощенное равно замыслу - словом, редчайший случай, когда скульптор остался доволен результатом своего труда, пониманием задачи архитектором и трудом исполнителей.

Строгая, почти геральдическая симметрия и уравновешенность памятника доносит до нас образ героический, наполненный спокойной уверенностью и достоинством.

Изначально иным был подход скульптора к памятнику М.Д. Скобелеву. Образ «белого генерала», его крутой нрав, самоотверженность и бесстрашие стали легендой, которую не смогли развеять многие десятилетия искусственного забвения. На траурной ленте его погребального венка

Императорской Академией генерального штаба были начертаны слова: «Герой, замечательный русский полководец, Суворову равный». Эти же слова высечены на строгом постаменте под бюстом генерала. Если бюст Л.Н. Гобято - уравновешенность, внутренняя твердь, то здесь - порыв, пламя. Не нарушая принципов мемориальной скульптуры, Борис Горбунов сумел в повороте, во взгляде передать тот огонь, который заставлял М.Д. Скобелева проноситься на белом коне под обстрелом врага. Даже сообразно тому времени расчесанные усы и борода кажутся раздуваемыми встречным ветром и закручиваются, подобно языкам пламени.

Рязанский памятник М.Д. Скобелеву стал первым установленным в России после 1917 года, восстанавливающим историческую справедливость по отношению к славному русскому полководцу. И воплощение этого образа стало весьма достойным самого героя. Так патриотическая тема, тема героя и героизма, начавшаяся с образов, посвященных Великой Отечественной войне, постепенно в творчестве Бориса Горбунова становилась все шире, захватывая все новые исторические пласты.

Обращением к глубинным корням русской и рязанской истории и духовности стала работа мастера над скульптурным оформлением часовни, посвященной 900-летию Рязани. Улсе создана и экспонировалась на выставках рабочая модель фигуры великого князя Олега Ивановича Рязанского, а в мастерской скульптора дожидаются своего часа экспонирования или отливки в бронзе фигура княгини Евпраксии Рязанской, святого Василия епископа Рязанского, святого великомученика великого князя Романа, Евпатия Коловрата - героев прошлого, славных своим подвижничеством, духовной высотой, ставших нравственным примером и нашим предкам, и нашим современникам.

Персональная выставка, приуроченная к 60-летию скульптора, состоявшаяся в 1998 году в Рязанском художественном музее, показала, сколь многообразно и духовно наполнено его творчество, какие удивительные примеры нравственной высоты оно являет. Заслуженному художнику России Борису Горбунову дано
редкостное счастье воплотить в зримых образах высокие духовные категории, наполнить их переживаниями нашего современника, всколыхнуть нашу историческую память, и, размышляя вместе с нами, ответить на вопросы: кто мы, откуда мы, куда мы идем?..

13 августа 2018 года Борис Семенович скончался.

ЗАСЛУЖЕННОМУ ХУДОЖНИКУ РОССИИ БОРИСУ СЕМЕНОВИЧУ ГОРБУНОВУ РЕШЕНИЕМ РЯЗАНСКОГО ГОРСОВЕТА ОТ 27 АВГУСТА 1998 ГОДА ЗА № 259 ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ «ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА РЯЗАНИ».

По материалам книги "ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА РЯЗАНИ"

← Назад к списку новостей