Почетные граждане Рязани

Трепольский Николай Васильевич

Трепольский Николай Васильевич

Поначалу ему было трудновато. Станок достался старый, часто возникали неполадки, ремень соскакивал, но вскоре он освоился и детали обрабатывал быстро и точно: стал перевыполнять нормы. Его фотография появилась на Доске почета. Задумал учиться. Поступил в Ленинградский железнодорожный техникум, но война оборвала все мечты. Пришлось кончать военное авиационное училище, а затем - фронт.

Много трудных фронтовых дорог прошел. В памяти запечатлелись и горечь поражений, и радости побед. Николаю Трепольскому особенно памятны тяжелые дни героической обороны Ленинграда. К июлю 1942 года немцы привезли крепостные орудия на железнодорожных площадках, выкатывали их по специально построенной ветке к южному берегу Финского залива в районе города Урицка и вели интенсивный артиллерийский обстрел города, а затем быстро уводили орудия в укрытия. Население несло большие потери, останавливались заводы, рушились исторические памятники. Попытки уничтожить передвижной вражеский поезд средствами нашей артиллерии успеха не имели.
А  Ленинградский обком партии и Военный Совет фронта приняли решение использовать для этой цели бомбардировочную авиацию. Однако сложность состояла в том, что подавить поезд можно было только в момент ведения огня по городу и днем. И вот дан сигнал к вылету. День солнечный. На небе ни облачка. Пройдя Финский залив и обнаружив цель, ведущий дал команду на перестроение.

Немцы не ожидали налета и не подняли своевременно свои истребители, но открыли по нашим самолетам ураганный зенитный огонь. Но ни один экипаж не дрогнул. Каждый совершил два захода, сбросил бомбы. Цель накрыли. Пять самолетов из девяти получили множество пробоин, но, к счастью, экипажи не пострадали.Только при втором налете удалось совсем уничтожить поезд. На этот раз противник, кроме обстрела зенитной артиллерией, успел поднять в воздух свои истребители, и на отходе от цели, когда группа была растянута, сбили два наших бомбардировщика. Самолет, на котором летел штурманом Николай Трепольский, от близкого разрыва зенитного снаряда получил около 300 пробоин, резко потерял высоту и скорость.

Немцам казалось, что бомбардировщик будет их легкой добычей. Но два наших истребителя заметили подбитый самолет и бросились на защиту, не позволив "мессеру" добить израненный бомбардировщик. Они сопроводили его до аэродрома. Боевая дружба, высокие моральные качества летчиков-истребителей спасли жизнь экипажу. Главное же - летчики избавили город Ленина от разрушительного обстрела, спасли многих жителей, обеспечили работу предприятий в кольце блокады.

В октябре 1942 года старшего лейтенанта Трепольского перевели в авиацию дальнего действия. Вместе со многими товарищами из авиасоединения он участвовал в массированных налетах на Брянск, Оршу, Гомель, нанося удары по вражеским аэродромам, скоплениям войск, огневым точкам и технике.
Были и другие боевые задания. После разгрома немцев под Сталинградом на территории нашей страны образовался национальный комитет свободной Германии. Осенью 1943 года он обратился с воззванием к немецкому народу о необходимости прекращения войны с Советским Союзом. Это воззвание, напечатанное в листовках, нужно было доставить в Германию, и не куда-нибудь, а в Берлин.

Правительство обязало командование дальней авиации выделить два экипажа для выполнения просьбы комитета свободной Германии. В одном из экипажей штурманом был Николай Васильевич Трепольский. Беспосадочный полет осуществлялся над вражеской территорией и длился 11 часов 20 минут. Задание выполнили с честью. Листовки сбросили над Берлином. На базу возвратились без потерь.

Кончилась война. Разгромлена гитлеровская клика. Николай Васильевич остается в строю, на страже Родины. И только в 1960 году уходит в запас в звании подполковника. Но отдых "только снится". Он вернулся в родное железнодорожное депо и стал заведовать техническим кабинетом. Под его руководством работа кабинета значительно расширилась. Здесь прошли подготовку и переквалификацию более 250 машинистов паровозов и столько же помощников машинистов. Более 50 человек повысили квалификацию и сдали экзамены на машиниста локомотива 2-го класса.

Николай Васильевич с увлечением читает лекции на технические темы для локомотивных бригад. Выполняет большую общественную работу: он заместитель секретаря партбюро депо, пропагандист политпросвещения. Причем один из лучших в Рязанской области. Секрет его успеха у слушателей прост - умеет доходчиво раскрыть тему, увязать ее с жизнью коллектива. Отсюда - хорошая посещаемость занятий и глубокие знания слушателей.

Немаловажное значение Николай Васильевич придавал истории становления коллектива, его традициям. Рождение депо относится к периоду, когда Россия выходила на путь бурного развития капитализма. Началось интенсивное строительство железных дорог, в частности Московско-Рязанской. В 1864 году была проложена дорога от Москвы до Рязани. В августе первый паровоз протяжным гудком разбудил патриархальную тишину губернского города. В этот же год завершилось и строительство паровозного депо, а
точнее, деревянного сарая и трех путей на шесть паровозов.
А в каких условиях работали машинисты! На паровозах не было кабин. Им приходилось быть под открытым небом и в дождь, и в метель, и в жару.

Рабочие депо приняли активное участие в революционных событиях 1905 года. Был создан стачечный комитет, который организовал забастовку. В дни декабрьского вооруженного восстания в депо были охлаждены все паровозы и приостановлено движение поездов. Железнодорожники вооружились. Оружие им доставил из Москвы известный революционер машинист А.В. Ухтомский.

С воодушевлением восприняли рабочие депо Октябрьскую революцию. В годы гражданской войны паровозные бригады и ремонтники в условиях разрухи и голода водили воинские эшелоны. Рязанцы активно поддержали инициативу рабочих депо Москва-сортировочная и провели несколько субботников по ремонту паровозов. Особенно массовым был субботник 1 мая 1920 года. Впоследствии они стали традиционными.

В годы Великой Отечественной войны рабочие депо проявили трудовой героизм и мужество. В сорок первом через Рязань пролегла из Москвы единственная железная дорога, не перерезанная врагом. На нее он обрушил бомбовые и артиллерийские удары. Поезда тогда шли по способу связи след в след на видимость и тормозной путь. Объем движения по сравнению с довоенным периодом возрос в 4-5 раз. Паровозные бригады по трое-четверо суток не сходили с паровозов. Рязанцы внесли ощутимый вклад в разгром немцев под Москвой.

Рабочие депо своими силами построили бронепоезд для фронта. Свыше 200 деповцев в первые нее дни войны ушли в действующую армию. Многие из них удостоены высоких наград. Бывшему слесарю депо, летчику И.Д. Завражному посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Машинист А.А. Тюрин возвратился с войны с двумя орденами Славы.

К великому сожалению, сейчас и в помине нет того трудового энтузиазма. Обрывается эстафета славных патриотических традиций, преемственность поколений. Что нужно сделать, чтобы молодые люди знали, чем жили их отцы и деды, какие ду-
ховные запросы их волновали, как они относились к своему долгу перед Родиной, армией, товарищами. Можно с уверенностью сказать, что все послевоенные годы эта проблема более всего волновала Николая Васильевича.

В середине 80-х годов в Рязани создаются ветеранские организации. Трепольского избирают председателем совета ветеранов войны и труда Железнодорожного района. На первых порах трудно было обеспечить деятельность совета, первичек по основным направлениям работы. "Социальная и правовая защита ветеранов - это главное, но нельзя ограничиваться только своими интересами, - думал Николай Васильевич, -надо выходить на молодежь, заниматься военно-патриотическим воспитанием".

При совете утвердили комиссию по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Провели семинар с активом, ветеранами войны и труда, а 1 сентября в школах организовали уроки мира и мужества. Выявились и недостатки - на семинар не пришли представители РОНО. Не все школы пожелали пригласить фронтовиков на встречи с учениками. Да и сами ветераны, проводя уроки мира и мужества, зачастую ограничивались в своих выступлениях воспоминаниями о фронтовых эпизодах, не говорили о том, какие радикальные процессы происходят в стране. Но тем не менее множились замечательные дела ветеранов города. Они выступали организаторами экскурсий учащихся по местам боевой славы, в краеведческий и в музей воздушно-десантных войск.
Николай Васильевич горячо поддержал инициативу совета ветеранов Советского района, в котором развернулась тимуровская работа по оказанию помощи ветеранам. Были взяты на учет все пенсионеры и инвалиды. Над одинокими ветеранами стали шефствовать школы, подключились к опекунской работе комсомольские комитеты. Ребята ходили в магазины, аптеки, обеспечивали старых людей продуктами и лекарствами. Организовали работу по улучшению бытовых и жилищных условий ветеранов силами домоуправлений: ремонт дверей, полов, побелка и оклейка потолков, стен.
Николая Васильевича избирали членом президиума областного Совета ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил. И там он активно участвует в военно-патриотической работе, а Железнодорожный совет ветеранов возглавил Волков Александр Михайлович, а потом Куваев Василий Филиппович.

В последние годы Николай Васильевич активно работал в комитете областного совета ветеранов по связям с молодежью и общественными организациями, был желанным гостем в школах и других учебных заведениях. И здесь он пытался возродить старые формы работы с детьми.

Нужно сказать, что с переходом страны на рыночные отношения, началом гайдаро-чубайсовских "реформ" произошла ломка всего учебного процесса в школах, отказ от внеклассной работы, ликвидация пионерских организаций, музеев боевой и трудовой славы. Сворачивалась вся военно-патриотическая работа под влиянием демагогических выступлений "псевдодемократов". Он активно поддержал инициативу областного фонда ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил по возрождению тимуровского движения.
В 1999-2000 годах в городе Рязани и районах области состоялись конкурсы на лучший школьный коллектив по тимуровской работе. Фонд ветеранов учредил призы и дипломы победителям конкурсов и лучшим тимуровским отрядам. Первое место в городе Рязани заняла 19 средняя школа. Ей вручили денежную премию и диплом первой степени, а активистам патриотической работы - наручные часы. Среди сельских школ победителем вышла Полянская школа-интернат Рязанского района. Ей вручен цветной телевизор и Почетная грамота.

Николай Васильевич радовался тому, что тимуровское движение переживает второе рождение. В 2000 году в области уже насчитывалось 800 тимуровских отрядов. Летом 2001 года в лагере "Мещера", что недалеко от Клепиков, впервые была организована патриотическая смена. В ней участвовали активисты тимуровского и пионерского движения, юные краеведы, занимающиеся поисковой работой. В гостях у ребят побывали ветераны-десантники, участники Отечественной войны, руко-
водители областного совета и Фонда ветеранов. Продолжаются и конкурсы на лучшие школьные коллективы по тимуровской работе.
Ни один призыв в армию не обходился без участия Николая Васильевича Трепольского. И каждый раз он волновался вместе со всеми, переживал за судьбу призывников. Обращаясь к будущим солдатам, он непременно напоминал:
- Служба в армии потребует всех ваших сил, знаний, воли и мужества. Лучшую часть молодежи рязанцы отправляют в ряды защитников Родины. Помните, товарищи, о славных боевых традициях сынов и дочерей Рязанской земли. Будьте достойны их!
Такими напутственными словами провожал Николай Васильевич ребят, которым предстояло служить в Президентском полку Кремля.
Это было в ноябре 1999 года, а в мае 2001 Николай Васильевич скончался. Он оставил заметный след в жизни нашего города, деятельности ветеранских организаций по социально-правовой защите старшего поколения. Будучи человеком неравнодушным, он не проходил мимо недостатков, подмечал то, что другие не видели, предавал их гласности, заставлял задумываться всех над причинами, порождающими негативные являния. Об этом хорошо знали рязанские железнодорожники, у которых он многие годы был пропагандистом и агитатором.

Очень волновали его судьбы молодежи, некоторые тревожные показатели военных призывов. В армию отбиралась только третья часть призывников. Это ненормально - слабое здоровье, никуда не годится физическая подготовка. "Пора бить тревогу", - говорил он работникам военных комиссариатов, ветеранскому активу. Однако, чтобы исправить положение, нужно осуществить комплекс мероприятий государственного и местного масштаба, улучшить работу с допризывной молодежью. Николаю Васильевичу до всего было дело. Он всюду стремился приложить свою руку, энергию и ум. Таким он и останется в памяти рязанцев.

Он ушел из жизни тихо и незаметно, хотя и со всеми воинскими почестями. Не занял место на аллее почетных захоронений города. Его последним пристанищем стало Новогражданское кладбище. В организации похорон помогли железнодорожники, а вот последнее слово у могилы никто не сказал.

Очень многие друзья и товарищи узнали о кончине Николая Васильевича после того, как его проводили в последний путь: не было соответствующих публикаций в местной печати.

И при жизни Николай Васильевич был очень скромным человеком. Никто и никогда не слышал от него каких-либо жалоб. Он ухитрялся избегать просьб личного характера, хотя проявлял твердость в отстаивании интересов других. Общественные дела для него были превыше всего. По первому телефонному звонку быстро, по-военному собирался и к назначенному сроку приходил в школу на встречу с ребятами, в военкомат -с призывниками или заседание ветеранского комитета... И так до последнего дня жизни. Может быть, рязанцы увидят его портрет в галерее портретов почетных граждан города?

Анатолий СЕРГЕЕВ

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТРЕПОЛЬСКИЙ НАГРАЖДЕН ОРДЕНАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ I И II СТЕПЕНИ, КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ, МЕДАЛЯМИ "ЗА ОТВАГУ", "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ", "ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА" И МНОГИМИ ДРУГИМИ. РЕШЕНИЕМ РЯЗАНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 25 МАЯ 1989 ГОДА ЗА № 278 Н.В. ТРЕПОЛЬСКОМУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ "ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА РЯЗАНИ".

Скончался в 2001 г.

По материалам книги "ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА РЯЗАНИ"

← Назад к списку новостей